Достоинство и гордыня

Наверняка многие сталкивались с особым типом «уверовавших» и «просветлённых», что в своём «смирении» даже не осознают, насколько их переполняет чувство собственного превосходства. И именно через эту мутную пелену, причастности к особым знаниям, они и смотрят на «заблудших» и «невежественных», а по факту — на всех остальных людей.

И речь не идёт только о сектантах и религиозных фанатиках. Есть множество сфер человеческой деятельности, внешне насквозь рациональных и даже «научных», но адепты которых при этом, ведут себя точно таким же образом. Более того, есть направления в практической психологии, что под работой над гордыней, подразумевают именно её «раздраконивание». Ведь управление человеком через его слабости очень прибыльно, в отличие от тяжелого и неблагодарного труда по воспитанию человека на основе Золотого правила нравственности.

В религиозных учениях и «духовных практиках» теме гордыни уделено много внимания, однако игнорируя, отвергая или же просто подавляя своё земное Я, «практикующий», вместо «обретения смиренности» зачастую добивается «гордыни со знаком минус» и точно также преисполняется ощущением собственной исключительности. Гордыня считается «смертным грехом» по разным причинам, одна из которых — это постепенная потеря связи с «голосом души». А перестав его слышать, этот самый тихий из внутренних голосов, у человека остаётся опора только на свой ум, личный опыт и доверие «экспертам». Для рационального ума, сама идея Творца, Разумного Мироздания и всего что из этого следует — абсурдна, но всё же более злободневными являются другие вопросы.

Может ли нормальный человек жить и трудиться, если при этом он не обладает хотя бы минимальным чувством собственного достоинства? Разве гордость за подвиги предков, достижения своих детей и за свой труд, сделанный по совести и с душой, не является одной из важнейших основ здоровой личности? Если же взять вопрос шире, может ли нормально развиваться твоя Страна, если её духовные якоря находятся под постоянным прессом высмеивания, уничижения и полного отрицания?

Уничтожение духа через «осквернение святынь» — далеко не ново, но в периоды смуты, революций и войн это проявлено наиболее остро. Например многие помнят, как тщательно, открыто и напоказ, в 90ые и нулевые растаптывали всё, что имело для нас хоть какую-то значимость. И какой бурной была реакция даже не на озвученную бесспорную необходимость «милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи» а именно на эти два слова — духовные скрепы. И насколько же эти слова сильны, что даже через десятилетие после произнесения, они до сих пор на некоторых действуют, как «ладан на чертей»?

В статью для New York Times, В. Путин собственноручно вписал одну строчку. «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось».

В наш просвещённый век, выбор мировоззрения — свободный и личный выбор каждого отдельного человека. И точно также, каждый может определить для самого себя, где именно находится лезвие бритвы между человеческим достоинством и тщеславием, между гордыней и гордостью. Следует только помнить — не бывает свободы без ответственности за сделанный выбор. 

И в первую очередь — перед самим собой.

Roman.Arcturus