Новость о том, что пограничники РФ официально завершили службу в аэропорту Звартноц в Армении навеяла мысли о совершенно разном отношении современных армян к россиянам. В Армению наша экспедиция под руководством российского писателя-историка Меняйлова приехала после года с небольшим, прожитого в северной Африке (9 мес в Марокко и 5 мес в Тунисе). После тамошней еды, многочисленных бомжей, попрошаек, колдунов и грязи на улицах (особенно в Марокко) почувствовали себя в Армении как дома – русская речь, знакомая еда, одежда, магазины, улицы и многое другое. Отдыхали душой, так сказать. Особенно понравилось в Горисе, уютном городке в долине посреди гор. Ну прямо армянская Швейцария, хотя Швейцарию я видел только на фотографиях.
Естественно, ездили осматривать многочисленные памятники истории и культуры, много общались с местными. Отношение со стороны простых людей встречали в основном доброжелательное. Плевать им на происки своих властей, активно обижающихся на Россию. Хотя упоротых «патриотов» тоже хватает. Познакомились недавно с одним на юге Армении. Первым делом он спросил, что мы тут изучаем. Начали рассказывать ему про местные достопримечательности, которые нас привлекли в его город Каджаран у подножья горы Капутджуг, второй по высоте вершины Армении.
Коротко выслушав нас, он уточнил, что мы знаем о геноциде армянского народа турками. Мы ответили, что глубоко не изучали данный вопрос, только в объеме пары статей Википедии. На это он нам ответил, что наше нежелание глубоко разобраться в данном вопросе перед тем, как изучать достопримечательности Армении, он считает оскорблением своего человеческого достоинства.
А затем он продолжил 3 часа вещать о величии армян, о наличии многочисленных армянских диаспор по всему миру, даже в Китае, о великой исторической миссии армян, их сродстве с евреями, о том, что потеря Карабаха произошла только после объединения против армян Азербайджана, Турции, Израиля, Пакистана, Белоруссии и России и так далее и тому подобное. Заткнуть его было невозможно. К тому же, он оказался преподавателем экономики в местном университете и потому привык вещать с трибуны часами. Приходилось его терпеть, т.к. мы были в гостях, дело было поздним вечером и уезжать на ночь глядя было очень неудобно.
Конечно, себя он считает пламенным патриотом Армении. Но об истории своего края не смог рассказать ни слова. Интересует его только заработок на местном медно-молибденовом комбинате, который огромен даже по меркам российских северных вахт, а не то что по меркам Армении. Но заработком он недоволен, считает, что ему недоплачивают. Под конец он назвал нас шпионами и уехал к нашему величайшему облегчению.
Я рассказал об этом разговоре знакомому интеллигентному армянину из Еревана — врачу, лингвисту, знатоку армянской истории, который служил в своё время в районе Каджарана и хорошо знает этот край. Он мне ответил, что я познакомился с типичным каджаранцем: «Политкорректным, упоротым, стяжательствующим». По рассказам местных из соседнего города подобные типичные каджаранцы работают на местном медно-молибденовом комбинате, живут от зарплаты до зарплаты, после получки ездят в Ереван или в соседний Капан в стриптиз-бары, где просаживают то, что заработали. А ещё они в течение месяца набирают продуктов в долг в местных магазинах, но в день зарплаты не погашают долги, а едут во всё тот же Капан и затариваются продуктами там, желательно вечером, чтобы не увидели знакомые. Продукты загружают в машины со служебного входа. Рассказал об этом человек, руководивший в течение 15 лет поставками продуктов питания в магазины всего района и знающий не понаслышке, как трудно получить деньги за поставки продуктов с магазинов Каджарана. Мы их про себя назвали анаптоидами – добытчиками анаптаниума из широко известного фильма «Аватара».
Этот обиженный на весь окружающий мир «патриот» Армении на самом деле типичный мигрант, потребитель-мародёр, который об истории и культуре Армении во времена её процветания (например, при Тигране Великом) не знает почти ничего и не посетил и половины достойных внимания мест, которые посетили мы. Утешает только, что таких в Армении меньшинство, а на их фоне сильнее ощущается гостеприимство и радушие более типичных армян, способных ценить не только собственную историю и культуры, но и российскую и советскую.