Старение происходит не постепенно, а скачкообразно на ключевых этапах жизни, особенно в 40-60 лет, из-за резких изменений в наших молекулах и микроорганизмах, утверждают ученые из Стэнфордского медицинского университета, опубликовавшие в среду исследование в журнале Nature Aging.
Исследователи проанализировали, как биомаркеры — молекулы, такие как РНК и белки, которые отражают биологические изменения, — меняются через определенные пятилетние интервалы у людей в возрасте от 25 до 75 лет и старше.
В отличие от стандартных медицинских обследований, которые могут включать всего 15-20 измерений, исследователи провели «десятки тысяч измерений». Они обнаружили, что биомаркеры наиболее сильно меняются в два ключевых периода нашей жизни: в середине 40-х и в начале 60-х годов.
Исследователям было интересно обнаружить наблюдаемые изменения, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими проблемами со здоровьем. Это важно, потому что признание таких изменений может привести к реальным шагам к улучшению, сказал Майкл Снайдер, который имеет докторскую степень по биологии и является заведующим кафедрой генетики и старшим автором исследования.
Он добавил, что понимание этих специфических периодов изменений может помочь в разработке мер вмешательства.
2 ключевых периода изменений
В своем исследовании исследователи проследили за тысячами молекул и микробов. Около 81 процента молекул продемонстрировали значительные нелинейные изменения, то есть в определенных возрастах они менялись больше, чем в других. Только около 7 процентов менялись с постоянной скоростью по мере старения участников исследования.
Исследование проводилось в течение двух-семи лет. Предыдущие результаты, полученные от этой же группы добровольцев, показали, что почки, печень, метаболизм и иммунная система стареют с разной скоростью.
Исследователи проанализировали 5 405 образцов 108 участников, охватив более 135 000 биологических характеристик, включая активность генов, белков, метаболитов и микробиомов. В результате было получено около 250 миллиардов различных точек данных.
Когда исследователи проанализировали кластеры молекул, демонстрирующих наиболее значительные изменения, они выделили два критических периода: середину 40-х и начало 60-х годов, в течение которых эти трансформации были наиболее выражены.
В возрасте около 40 лет наблюдалось следующее:
— Изменения в молекулах указывают на снижение эффективности метаболизма алкоголя, кофеина и жиров.
— Повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, так как нарушается работа тромбоцитов и белков, участвующих в свертывании крови.
— Клетки и белки кожи стали нерегулируемыми, что потенциально привело к ухудшению структуры и эластичности кожи.
Следующее произошло примерно в возрасте 60 лет:
— Молекулярные изменения указывали на дальнейшее снижение эффективности метаболизма кофеина и незаменимых жирных кислот. — Также снизилась выработка ненасыщенных жиров.
— Нарушился метаболизм глюкозы, что указывает на повышенную резистентность к инсулину.
— Снизилась функция почек, на что указывает повышение уровня азота мочевины в крови, свидетельствующее о том, что почки стали менее эффективно отфильтровывать отходы из организма.
— Усилились проблемы с сердцем из-за повышения уровня фенилаланина в плазме крови — незаменимой аминокислоты, связанной с проблемами сердца.
— Повышение уровня цитокинов — белков, регулирующих работу иммунной системы — свидетельствует об ослаблении иммунитета.
По мнению Снайдера, тем, кому за 60, полезно следить за работой почек и увеличить потребление воды.
Аналогичным образом, людям в возрасте 40 лет следует обратить внимание на изменения в липидном обмене и подумать о сокращении потребления жирной пищи.
Снайдер отметил, что эти данные подчеркивают важность распознавания и учета биологических изменений для эффективного управления здоровьем с возрастом.
В целом, людям обеих возрастных групп следует больше заниматься спортом, чтобы поддерживать здоровье сердца и сохранять мышечную массу. В 40 лет также стоит пить меньше алкоголя, поскольку организм уже не так хорошо его метаболизирует, добавил Снайдер.
Серьезные изменения, наблюдаемые у людей в возрасте 40 лет, удивили Снайдера и его команду.
«Я не знаю, мог ли я предположить, что у людей в возрасте 40 лет будет такой большой период изменений», — говорит Снайдер.
Сначала исследователи подумали, что менопауза или перименопауза могут быть причиной этих изменений у женщин и влиять на общие результаты. Однако, когда они рассмотрели данные отдельно по мужчинам и женщинам, то обнаружили, что у мужчин в возрасте около 40 лет наблюдаются аналогичные изменения. «Люди могут подумать, что это связано с наступлением менопаузы у женщин», — сказал Синдер. «Но оказалось, что происходит одно и то же, независимо от того, мужчина это или женщина».
«Это говорит о том, что хотя менопауза или перименопауза могут способствовать изменениям, наблюдаемым у женщин в возрасте 40 лет, вероятно, существуют другие, более значимые факторы, влияющие на эти изменения как у мужчин, так и у женщин», — заявил в пресс-релизе один из авторов исследования Сяотао Шен, имеющий докторскую степень в области метаболомики и биоинформатики и бывший постдокторский стипендиат Стэнфордского медицинского института. «Выявление и изучение этих факторов должно стать приоритетом для будущих исследований».
Персонализированная медицина: информирование относительно выбора образа жизни
Исследовательская группа планирует изучить движущие силы этих кластеров изменений. По словам исследователей, такие изменения указывают на то, что людям необходимо уделять внимание своему здоровью, особенно в возрасте 40-60 лет.
Снайдер, который также является автором книги «Геномика и персонализированная медицина: Что нужно знать каждому», сказал, что данное исследование — это шаг к тому, чтобы выйти за рамки общих советов типа „больше занимайтесь спортом“ или „лучше питайтесь“ и создать персонализированные профили старения, которые точно определят риски для здоровья.
«Понимая эти закономерности… вы сможете принять меры», — добавил он.
Первоисточник: www.theepochtimes.com
Источник перевода: newsstreet.ru