Хорошая картинка, правда? Прекрасный парусник заходит в красивую бухту. Песочек, пальмы. А за пальмами прячутся взволнованые аборигены и лихорадочно пытаются сообразить, что же происходит на самом деле. Зачем эта большая лодка приплыла к ним? Что за люди на ней, зачем они пересаживаются в обычные, понятные по размеру лодки и плывут к берегу?
Надо ли этих людей бояться, или, возможно, от них племени может быть какая-то польза? А может, их проще убить и съесть? С соседних островов пришли данные, что белый человек по имени Кук оказался вполне съедобен, особенно если его как следует выпотрошить, нафаршировать бататом и запечь в банановых листьях…
Что делать? И, главное, с кем договариваться, кто же из них главный? Да, вот самое главное сейчас, это понять, кто командует этим кораблём… Надо тщательно всматриваться и не торопясь анализировать.
А и в самом деле — кто управляет кораблём?
Мы — умные. Мы знаем, что капитан. А что думают аборигены? Может, рулевой? Если долго смотреть и размышлять, можно уловить связь между его движениями и ходом корабля…
А, может, боцман? Да, бегает, на всех орёт и периодически громко дудит в боцманскую дудку…
Или марсовые, которые быстро, почти как аборигены на пальму, забрались на немыслимую высоту и убрали паруса?
Что ещё могут заметить аборигены? Вахтенного офицера, который стоит на мостике, выделяется из всех остальных красивой формой и уверенным видом? Он больше молчит и иногда лишь негромко отдаёт команды…
А капитана они и не увидели, он отравился вчера несвежим ромом и отлеживался в капитанской каюте.
А кто ещё управляет кораблем кроме капитана? Первый помощник поленился во-время выдать жалование и матросы были на грани бунта. Он тоже чуть не науправлял.
А кок — мало, что одноногий, да ещё зовут его Джон Сильвер… Странные разговоры ведёт с командой, хотя и доброжелательно улыбается и капитану и офицерам.
А доктор Ливси? Он, конечно, весельчак и очень заразительно хохочет, но не рассчитал запасы касторки и вот уже пятый день треть экипажа поражена изнурительным поносом… Людей на вахты не хватает категорически…
А судовладелец? Он полгода назад крупно проигрался в карты в Гонолулу и, похоже, единственный шанс для него сохранить и честное имя и деньги — посадить корабль на рифы и получить страховку. И у капитана лежит конверт, на котором рукой судовладельца написано «вскрыть на траверзе рифа «Адский коготь»»
Или святой отец, которого капитан везёт в миссию в Восточную Швамбранию, заместить скончавшегося от тропической лихорадки предшественника. И его длительные беседы с капитаном заметно меняют в лучшую сторону старого морского волка, преданного судовладельцу от пера на шляпе до каблуков ботфортов? Или уже не так преданного, как месяц назад, поскольку все, в том числе и святой отец, знают, что судовладелец — грешник и гореть ему в аду…
Или жена судовладельца, к которой неравнодушен капитан и у них явно что-то было и корабельный плотник уверяет, что сам дважды видел, как капитан рыдал перед её маленьким портретом, спрятанном в потайном ящике письменного стола в капитанской каюте… Но ему не верят, так как трезвым его никто и не видел последний месяц.
Или покупать груза, у которого своих проблем выше крыши и денег мало, а груз нужен позарез — это мушкеты и порох для маленькой войны против кровожадного и беспощадного врага…
Так кто же управляет кораблём? От чего и от кого зависит, вернётся ли экипаж по большей части живым в свой порт приписки?
Да от всех на самом деле.
А ведь это простой торговый парусный корабль. Три десятка оборванцев и пяток офицеров. Врач, кок и боцман.
Аборигены поймут лишь малую толику происходящего. Матросы — побольше. Первый помощник ещё больше. Капитан думает, что он понимает все, но он не знает ни про содержимое конверта, ни про тёмные планы покупателя, ни про разговоры одноногого Сильвера. Судовладелец уверен в том, что он контролирует ситуацию, но он явно ничего не знает ни про роман его жены, ни про удивительное красноречие и умение убеждать святого отца…
Частенько мы сами обсуждаем проблемы, находящиеся на том уровне, где наша информированность оказывается сравнимой с уровнем информированности аборигенов в вышеприведённом примере.
И мы твёрдо знаем, как надо тратить деньги в нашей области, какие кому платить зарплаты (конечно, надо платить нам и побольше) , кого назначить министром (О Боже, могу себе представить что сделает тот же Савватеев, заняв министерское кресло), какие должности упразднить, какие ввести, какие программы нужны, а какие нет, какие предметы ввести, а какие убрать…
Да и вообще мы готовы не только министерством порулить, мы и страной готовы, ага…
Мы твёрдо знаем — надо воевать или нет, какие области развивать, а какие нет…
Проблемы мирового масштаба — да одной левой, что нам стоит в угаре…
А главное в этом то, что ты и так принимаешь участие в управлении и Министерством и нашей великой любимой страной. И роль твоя важна — как и роль кока и врача и боцмана и плотника и марсовых…
Нельзя перекладывать всю ответственность на капитана, министра, Президента… Ты и так управляешь кораблём — и в значительно в большей степени, чем тебе самому кажется.
И если ты хорошо, честно и без нытья позорного делаешь своё дело достойно — наш корабль придёт куда надо.
Правда, есть шанс не дожить))