Пекин нашел весьма изящный вариант ответного хода на арест Мэн Ваньчжоу

Судя по всему, история с задержанием в Канаде Мэнь Ваньчжоу получила свое развитие. Ключевым в ней было сложное положение КНР в части выбора варианта ответной реакции. Вашингтон юридически подготовился отменно. Санкции официально объявлены, закон об этом принят. Он конечно ни разу не международный, но американскую общественность, тем более юристов, подобные мелочи не волнуют уже давно.  Подозреваемая оказалась в пределах юридической досягаемости – все, она попалась.

Сложилось впечатление, что Китай тем самым оказался в безвыходной ситуации. Экономические санкции закручивать больше некуда, юридические не имеют оснований.  Откровенно пиратствовать, как США, Пекин позволить себе не может из репутационных соображений, да и силы еще заметно меньше. Все ждали, какой выход из этого ребуса найдут китайцы. И, похоже, дождались. Не прошло и трех суток, как Поднебесная сумела ударить Вашингтон по самому больному, по деньгам.

Надо отметить, сделано все с неподражаемым изяществом. Есть такая компания — Qualcomm.  Она является мировым лидером на рынке мобильных чипсетов и связанных с этим технологий. Она полностью американская, со штаб-квартирой в Сан-Диего, Калифорния. А еще она является поставщиком процессоров для Apple. Впрочем, среди покупателей ее продукции и технологий находятся все ведущие бренды отрасли, начиная с Samsung. Однако войну с ней начало именно «яблоко».

Руководство корпорации из Купертино решило, что Qualcomm слишком жадничает и чрезмерно наглеет в использовании своего фактически монопольного положения на рынке. Например, с каждого проданного iPhone 4S за ее компоненты приходилось платить по 23,5 доллара. На каждом проданном чипе «недобросовестный», по мнению «яблока», партнер зарабатывает до 60% прибыли, что значительно превышает аналогичный уровень у остальных игроков, включая саму Apple.

Словом, яблочники потребовали от контрагента существенного снижения цен, а также выплаты компенсации за «недополученную прибыль» в размере 1 млрд долларов. И отказались перечислять платежи за пользование технологиями до исполнения ультиматума.

Qualcomm, в свою очередь, подала встречный иск. Мол, спор по ценам это одно, а вот роялти за пользование интеллектуальной собственностью, это совсем отдельно. Но если Apple обратилась в американский суд, то Qualcomm пошла в китайский. Не из какой-то особой любви к Поднебесной, а ввиду специфики структуры бизнес-модели. Дело в том, что она сама физически давно ничего не производит, сосредоточившись лишь на разработке новых технологий. Саму продукцию делают ряд крупнейших китайских электронных корпораций. Причем роялти за изрядную долю технологий Qualcomm получает тоже через них.

И тянулась бы эта тяжба, наверное до морковкиного заговенья, но тут Вашингтон учинил акт пиратства в отношении финансового директора и дочери основателя Huawei. Конечно же, по абсолютно случайному совпадению Промежуточный народный суд Фучжоу внезапно активизировал рассмотрение дела, тянущегося еще с конца 2017 года и решительно встал на сторону истца, обязав ответчика немедленно прекратить продажу его продукции на территории КНР.

Ведь юридически, если Apple нарушает авторское право (кстати, напомню, что борьба с интеллектуальным пиратством – любимая тема американцев), значит, ее продукция является пиратской, а Китай с пиратством борется с принципиальной решительностью. В общем iPhone 6S, 6S Plus, 7, 7 Plus, 8, 8 Plus, а также iPhone X в Китае теперь продавать запрещено.

Казалось бы, обычной спор простых хозяйствующих субъектов. Но для Apple он обернулся серьезным ударом. Во-первых, по итогам 2016 года из 201,56 млрд долларов совокупной выручки (22,5% ее пришлось на продажи в Китае), абсолютное большинство дали как раз попавшие под запрет модели. Таким образом, Купертино лишилось доступа к рынку, приносящему по 48-49 млрд долларов в год.

И это еще не все. Биржевые котировки акций Qualcomm подорожали на 3,6%, тогда как бумаги «яблока», наоборот, на 2,1% подешевели. Для справки, в августе текущего года новостные ленты сообщали, что капитализация Apple перевалила за отметку в 1 трлн долларов. Так что два процента может и не так много, но если считать их от триллиона, результат получается вполне себе чувствительным – более 20 млрд долларов, что составляет, например, почти два бюджета Белоруссии.

Связь с арестом ТОПа Huawei? Да никакой. Как можно?! Решение суда в Фучжоу совершенно независимо и юридически полностью обосновано. К тому же яблочники уже заявили о подготовке обращения в суд следующей инстанции, что полностью соответствует принятой как в Китае, так и во всем цивилизованном мире юридической процедуре.

Но, как говорится, не для протокола, однако чисто из уважения друг к другу, совершенно неофициально, суд, в котором будет рассматриваться кассация, он ведь тоже китайский… А позиция у Apple честно сказать, крайне уязвимая… Но нам, безусловно очень жаль, что продажи ее продукции в Поднебесной остановлены, однако вы ведь сами нас учили: закон суров, но он закон. Да, кстати, вы случайно не в курсе, как там дела у госпожи Мэн Ваньчжоу?

Надо отметить, Пекин нашел весьма изящный вариант ответного хода. Что важно – строго в рамках действующих правил, не оставляя Вашингтону возможности что-то сделать публично «в ответ». Тем более что спорят-то, по сути, две полностью американские компании. Китай здесь вообще ни при чем.

ПС.

Когда материал был подготовлен к печати, стало известно о том, что бывший канадский дипломат, а ныне сотрудник Международной кризисной группы (транснациональная НПО) Майкл Ковриг арестован в Китае. И тоже – в соответствии со всеми нормами закона. Похоже, Пекин перестал отступать в торговой войне с США. Если это так, то это достойно уважения.