Многие мои соотечественники до сих пор не понимают причин высокомерного отношения к русским представителей наших бывших «братских республик». Такое ощущение, что память у них отшибло или свои представления о жизни в СССР они черпали исключительно из программы «Время». С памятью у меня все в порядке, а о реальном отношении некоторых наших «братьев» я могу рассказать, основываясь на своём собственном опыте.
В 70-е годы ХХ века, когда о распаде единой страны писали только фантасты, а все граждане СССР готовились слиться в единую общность под названием «советский народ», мне посчастливилось побывать во многих частях моей большой Родины. Особенно часто наша семья посещала Эстонскую ССР. Правда, делали это мы не столько ради красот и достопримечательностей крошечной прибалтийской республики, сколько для того, чтобы закупиться товарами первой необходимости.
Фактически соседняя с Ленинградской областью эстонская Нарва была для нас той Европой, о которой нынче мечтает едва ли не большинство жителей Украины. Приехал в Ивангород, сделал несколько шагов по связывающему российский и эстонский берег мосту, и ты попал уже в несколько другую страну. Впереди тебя возвышается отреставрированный Нарвский замок с величественной башней Германа. Красота! Однако если обернуться назад, то от вида развалин крепости русского Ивангорода «за державу становилось обидно». Ещё несколько шагов по земле Советской Эстонии, и в прошлом остаются вечные русские напасти — дураки и дороги. Кругом чисто, комфортно, ухоженно. Даже люди, несмотря на то, что Нарва в ту пору являлась русскоязычным городом, казались другими. Это особенно хорошо было видно в магазинах, где покупатели делилась на «понаехавших» из РСФСР и жителей ЭССР. Одни с расширенными зрачками глаз гребли колбасу палками, а масло килограммами, а другим не было смысла запасаться продуктами, поскольку они у них были всегда в изобилии. Продавцы смотрели на приезжих из РСФСР как на дикую орду, прорвавшуюся в процветающую Эстонию из голодного края. До сих пор помню этот презрительный, насмешливый взгляд, но теперь он меня даже не удивляет.
Спустя годы мне стал известен секрет благополучия наших «братьев». И вы тоже хорошо знаете о том, что Москва из союзных республик создавала «витрины» развитого социализма. Их не только хорошо обеспечивали продуктами питания и промышленными товарами, но и вкладывали значительно больше средств в развитие инфраструктуры, создание объектов культуры и спорта, чем в регионы РСФСР. В результате такой политики в союзных республиках не были столь сильно обострены социальные болезни общества. Пьянство, преступность всегда идут нога в ногу с бедностью и безысходностью. В СССР мы об этом не особо задумывались, а наши «братья» видели всё и делали свои поверхностные выводы. Они объясняли бедность в РСФСР чертами русского характера: ленью, пристрастием к алкоголю, неаккуратностью в бытовой жизни.
Не так давно советский актёр из Грузинской ССР Вахтанг Константинович Кикабидзе дал интервью «Немецкой волне», в котором заявил о том, что испытывает ненависть к символике советского государства. «Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот. Это же надо было, какие мозги должны были быть у нас, чтобы такой герб страны придумать. Это все было связано с, извините за выражение, хр*новой жизнью этой огромной страны», ― сказал Кикабидзе. Потом он объяснил свои слова, отметив, что речь шла не о ненависти к советским людям, а только о ненависти к государству. Также он отметил, что успешной карьере в кино обязан исключительно своему таланту. «Это я сам себя сделал», ― подчеркнул актер.
Когда я услышал заявление Вахтанга Константиновича, то живо представил, как актёр «делал себя сам». Сначала без помощи мамы и папы он родился на свет. Потом, питаясь манной небесной, вырос, окончил школу, университет, поступил на работу в Тбилисскую филармонию, дебютировал в кино на местной киностудии, а в конечном итоге стал знаменит и любим на 1/6 части земной суши. Я понимаю, что наши «бывшие братья» считают все предоставленные советской властью возможности для развития и успешной карьеры само собой разумеющимися, но ведь их могло и не быть? Их вообще не должно было быть, если бы Москва проводила приписываемую ей сегодня грабительскую колониальную политику. Однако Российская империя и Советский Союз были «империями» наоборот, где зачастую дискриминации подвергался государствообразующий народ.
К большому сожалению, многие наши бывшие братья не понимают, что если бы не было бы Советского Союза, то не было бы и того Вахтанга Кикабидзе, которого мы знаем. В лучшем случае он бы служил в провинциальном грузинском театре до конца дней своих. Это становится вполне очевидно, если посмотреть на современный грузинский кинематограф. Где звёзды мировой величины? Их нет ни в Грузии, ни в любой из бывших союзных республик. Может быть, замечательная Америка, перехватив контроль за новообразованными государствами, стала поддерживать их кинематограф, а затем предоставила свою сеть кинотеатров для проката фильмов? Нет. Поскольку Америка проводит классическую колониальную политику и не собирается вытаскивать каких-то туземцев из дерьма их невежества. Действительно, зачем строить в колониях цивилизацию, образовывать население, если их можно тупо грабить при помощи местных коррумпированных барыг? А когда местные аборигены начнут бунтовать, то их же обвинить в недоразвитости из-за того, что элита у них дерьмовая, а сами они еще не доросли до цивилизации.
Увы, но не получилось у нас «общего будущего» советского проекта, но у большинства наших «братских народов» ныне существуют огромные проблемы с настоящим. Не хочу описывать, что конкретно сейчас происходит в «независимой» Эстонии, своими глазами не видел, ссылаться на мнение знакомых не хочу, но я очень хорошо осведомлён о происходящем в некогда процветающей Украине. Практически вся промышленность самостийной находится в глубокой депрессии. Поднять её крайне сложно даже при большом желании. Западу украинская промышленность никогда не была нужна, а России уже практически не нужна. Инфраструктура незалежной также пришла в полную негодность и восстановлению не подлежит. Чтобы довести её в полном масштабе до «европейского» уровня, необходимы сотни миллиардов долларов, которых взять неоткуда. Украина живёт в кредит, чтобы отдать предыдущий кредит, тем самым перекладывая на шею будущих поколений долговую петлю Запада.
За три десятка лет независимости Украина превратилась в самое нищее государство Европы со стремительно вымирающим и деградирующим населением. Куда подевались 10–15 миллионов проживавших в УССР граждан? Кто геноцид устроил? Почему национальным бедствием стали алкоголизм, а сводки новостей превратились в криминальную хронику? А я ведь писал выше, что социальные болезни общества «всегда идут нога в ногу с бедностью и безысходностью». При этом любителям пользоваться официальной статистикой потребления алкоголя на душу населения мне придётся напомнить о том, что «на бумаге» на Украине проживает 42 млн человек, а фактически ― значительно меньше. То есть потребление алкоголя надо делить не на тех, кто числится, а на тех, кто реально живёт в стране. Кроме того, в незалежной очень хорошо развит такой старинный народный промысел, как самогоноварение, что еще больше портит статистические данные по потреблению алкоголя. Украина не просто пьёт, она беспробудно бухает.
Шумеры всем вокруг плешь проели своей т. н. расовой исключительностью, но в чём она выражается? Что создано в незалежной великого за прошедшие годы? Какие у них есть достижения в науке, экономике или культуре? Также хочется поинтересоваться: если шумеры такие свободолюбивые и мудрые, то почему на протяжении всех лет независимости ими правит циничная мразь? Где лидеры нации, которыми можно гордиться, а не блевать при их виде? Ответы на все эти вопросы очевидны, но крайне неприятно прозвучат для граждан Украины, поскольку никакими особыми качествами они не отличаются. Свои таланты «бывшие братья» могли развивать и реализовывать в условиях, которые им обеспечивало огромное и сильное советское государство. Когда его не стало, то начался процесс деградации, который приобрёл лавинообразный характер при окончательном разрыве с Москвой. Фактически Россия была тем «сучком», на котором держалось благополучие большинства наших «братских» республик, и не вина Москвы в том, что они его в 1991 году начали усердно пилить.
В советскую эпоху некоторые представители наших «братских республик» с высокомерием относились к русским. Спустя годы к этой греховной черте человеческой натуры добавилась зависть из-за того, что жизнь в России налаживается, а в независимых государствах всё ухудшается и ухудшается. Сегодня правящей элите наших бывших «братьев» приходится запускать с утроенной силой маховик русофобии, придумывать всё новые и новые злодеяния «советской власти». Логично: им необходимо не допустить ностальгических воспоминаний о СССР и сдержать рост пророссийских настроений в обществе. О свободе слова в независимых республиках уже забыли, перекрывая гражданам доступ к российским медиа. Боятся в Прибалтике и на Украине российского телевидения, кинофильмов, даже мультфильма «Маша и Медведь». Боятся потому, что через потоки местного пропагандистского дерьма прорывается в души людей другая Россия — светлая, умная, улыбающаяся, свободная и развивающаяся.
Ещё в декабре 2010 года Владимир Путин высказал своё отношение к идее воссоздания Советского Союза: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Надеюсь, я хорошо понял, что скрывается за словами российского лидера. На постсоветском пространстве непременно появится новое межгосударственное образование, но построено оно будет не на тех принципах, на которых был образован Советский Союз. Не будет больше «блистающих витрин» социализма, будут прагматичные взаимовыгодные отношения. Будет Россия, страна возможностей, в которой каждому выходцу с окраин найдётся своё достойное место. Но прежде чем это произойдёт, всем нашим «братьям» следует выполнить свою работу над ошибками, покаяться за прошлое высокомерие и понять, что распад СССР ― это не только трагедия для россиян, но прежде всего трагедия для них самих. А воссоздание нового межгосударственного объединения ― задача и для нынешних граждан бывших республик СССР, поскольку это вопрос их же собственного выживания.
Сергей Белов, ИА Альтернатива