Зелёные бесы начинают загибаться по всему миру. Вот уже и в Австралии пошли веерные отключения электричества. Слишком увлеклись борьбой за эколохию. Но за Теслу просьба не волноваться — чтобы как-то выкрутиться, она отменяет возможность бесплатной зарядки электромобилей, а также увольняет 7% сотрудников.
Давайте же посмотрим, сколько стоит в реальности заправка электромобиля в США:
Теперь Тесла Суперчарджер хочет 34 цента за киловатт-час. Это примерно 22 рубля за киловатт-час на наши деньги. При этом если вы не освободите зарядку после того, как зарядились — с вас будут драть по 1 доллару за каждую минуту. ЗА КАЖДУЮ МИНУТУ, КАРЛ! То есть вам либо надо сидеть в машине и жариться на солнце, ожидая, пока она зарядится — либо вы идёте по магазинам и попадаете на бабло.
Как подсказывает нам банальная эрудиция, 1 литр бензина примерно соответствует 9 Квт*Ч. (8000 ккал = 8000 х 4000 Дж = 32 000 000 Дж; 32 000 000 дж / 3600 сек ~= 9000 вт х Ч = 9 квт х ч). Таким образом, эквивалент в литрах = 0,34 * 9 = $3 за литр, или почти 200 рублей за литр. Я всё верно посчитал, граждане?
Впрочем, опыт эксплуатации электровёдер показывает, что результаты в деньгах получаются лучше. Отчего так?
Дело в том, что КПД современного автомобильного бензинового двигателя составляет всего около 30%, дизеля — достигает 40%. Возьмем среднее — 35%. КПД механической трансмиссии составляет более 95%.
Но и КПД электромобиля далеко не 100%. КПД электромотора + трансмиссии оценивается в 90%, но главные потери наблюдаются в КПД зарядно-разрядного цикла аккумуляторов. КПД сквозного цикла заряд/разряд у литий-ионных аккумуляторов сильно зависит от токов заряда и частично разряда, и при быстром заряде не превышает 60% (и даже не превышает 80% при заряде длительным 15-часовым циклом и разряде столь же умеренными токами). Возьмем среднее — 70%.
Тогда КПД Теслы при заряде на суперчарджере 0.7*0.9*100% = 63%
КПД обычного автомобиля 0.35*0.95*100 = 33%
Поэтому приведенный эквивалент в стоимости «электрического литра» надо поделить на соотношение эффективности преобразования энергии в движение (то есть соотношение КПД машин).
У нас получится, что эквивалент литра топлива для Теслы будет обходиться примерно в 100 рублей. Для дизеля — немного больше, для бензина немного меньше, но цифра будет на таком вот уровне. Это всё, что вам нужно знать про энергетическую и финансовую эффективность электромобилей.
Разумеется, если вы надеетесь заправлять электромобиль электричеством по 5 рублей за киловатт-час — расчет будет выглядеть куда веселее. Эквивалент литра для электромобиля будет стоить уже не 100 рублей, а около 22 рублей. То есть почти вдвое дешевле бензина.
Естественно, разницу в цене между электромобилем и нормальным авто вы за счет этой экономии всё равно не отобьёте никогда — но то такое. Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать.
Но теперь вы по крайней мере знаете, на каком уровне цены за киловатт-час лежит граница рентабельности электрического мобиля. Этот уровень — когда киловатт-час стоит примерно 1/4 цены литра бензина.