Так, стало известно, что в январе 2019 года через латвийский порт Лиепая на экспорт с российской стороны было отправлено всего 76,35 тысяч тонн зерна. Этот показатель почти в два раза меньше, чем в январе 2018 года. При этом через Лиепаю традиционно идет перевалка в основном именно зерна, а это значит, что для порта настали тяжелые времена.
Стоит отметить, что экспортное зерно было доставлено из России в Латвию по железной дороге. Так что и объемы ж/д перевозок в связи с сокращением использования порта Лиепая также снизились — это подтверждают официальные данные компании РЖД.
Разумеется, через этот латвийский порт идут и другие товары, например, нефтепродукты, стройматериалы, антрацит. Однако общий товарооборот в январе 2019 года также снизился — на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Уменьшился и контейнерооборот Лиепаи — на 27%, а в сам порт стало приходить на 13% меньше судов. Кроме того, снизились даже перевозки пассажиров — на 19%.
Сократить экспорт зерна через латвийский порт Россия смогла за счет использования собственных гаваней, расположенных на Балтике. Правда, специализированные зерновые терминалы в настоящее время есть только в Калининграде, поэтому полностью отказаться от услуг Лиепаи РФ пока не может. Тем не менее Большой порт Санкт-Петербурга сейчас также обрабатывает небольшую часть зерна, идущего за границу.
Впрочем, совсем скоро эта проблема будет решена. Как известно, группа компаний «Новотранс» построит в порту Усть-Луга терминал для транзита таких грузов уже к 2022 году. Предполагается, что здесь будет создана площадка для перевалки шести миллионов тонн зерна, а также силосный парк на 300 тысяч тонн. Кроме того, причалы порта глубиной 16,-16,5 метра позволят принимать здесь суда с осадкой до 15,5 метра.
Правда, придется построить и специальную железнодорожную ветку, которая будет идти прямо к зерновым терминалам порта Усть-Луга, потому что сейчас ж/д линия напрямую сюда не идет.