Перейти к содержимому
Фанаты СССР по
какой-то неизвестной мне причине считают советское образование
идеальным — мол, отличые школы были в СССР, а сейчас что, сейчас
«поколение ЕГЭ» даже 2+2 сложить не могут, а в СССР все учебные
программы составлял чуть ли не лично великий учёный и изобретатель товарищ Сталин!
Но на самом деле такое положение вещей очень далеко от истины. Совковые
школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными по всей Европе, а из
детей там готовили не самостоятельно мыслящие личности для жизни в
свободном государстве, а персонал для работы внутри советской системы —
пичкая советскими мифами и пропагандой.
Далеко не в последнюю очередь в «кризисе девяностых» (о котором так
любят порассуждать фанаты СССР) сыграла роль именно советская школа —
она научила детей поклоняться Ленину, но не научила жить в реальном мире.
Итак, в сегдняшнем посте — самый полный и правдивый рассказ о том, что представляли собой советские школы.
1. Насилие над личностью.
Главный и основной принцип советской школы, которому были подчинены все
остальные принципы — это насилие над личностью. Основной задачей
учителей была подготовка из «необработанного материала» (детей) готовых
«специалистов-винтиков» для советской системы. Что интересно — в СССР
такое было не всегда, в 1920-е годы существовали некоторые эксперименты в
этой области, но с приходом к власти великого агронома и языковеда всё
это сошло на нет, и школа приобрела всем вам хорошо известный вид — с
доминирующей ролью учителя и четкими правилами и методиками
преподавания.
Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала
призывную армию — ребенка 6-7 лет отрывали от родителей, бросали в
коллектив из 30 таких же, одетых в форму, закрепляли за ним строго
определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль,
что вот эта тётя в черном платье здесь царь, бог и воинский начальник.
Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и
право на приватность — «плохие поступки» считалось нужным и полезным
обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто
выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и
куда он собрался выйти.
Отчасти именно поэтому школа воспринималась многими советскими детьми
как бесконечно унылое и неприятное заведение — что, кстати, отражено во
многих советских фильмах про школу. Посмотрите сами — все ученики там
только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку
или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то приятное
место.
2. Школьная дедовщина и хулиганы.
Как и в любой замкнутой среде, в которой люди оказались не по своей воле
(вроде армии и тюрьмы), в советской школе появилась иерархия и
дедовщина. Старшеклассники могли издеваться над младшими и третировать
их — отбирая мелкие деньги на завтраки в буфете, раздавая поручения и
т.д. Официально это осуждалось, но по сути учителя ничего не могли с
этим поделать.
Кроме того, из-за переполненных классов с весьма разношерстным
ученическим контингентом нередко возникали ситуации, когда 3-4
двоечника, прогульщика и курильщика унижали и третировали весь класс.
Как правило, сидела эта банда «на галёрке» (на задних партах), мешая
учителям вести уроки, а на переменах занималась троллингом отличников,
хулиганством и отбиранием всяких ништяков (от денег до еды) у тех, кто
слабее.
Что интересно, такой ситуации во многом способствовали переполненные
классы — часто в них было по 30 и больше учеников, этого как раз было
достаточно для того, чтобы в классе образовалась банда хулиганов,
прослойка унижаемых (обычно 2-3 отличника и «тихони», на роль «пугала
для битья» подходил также какой-нибудь «жирдяй» или «очкарик»), и
молчаливое большинство, которое просто наблюдало за всем происходящим.
3. Уравниловка.
Официальная совесткая доктрина декларировала «равенство всех людей», что
на практике однако выливалось в обычную уравниловку, когда сильных и
умных старались уравнять со слабыми и дураками. Более-менее неплохо в
советской системе образования чувствовали себя «серые мышки» (не
наделенные особыми талантами, безынициативные), все остальные страдали.
К «отличникам» было хорошее отношение только в спецшколах, тогда как в
обычных школах их часто высмеивали и третировали одноклассники — «ты
что, самый умный, что ли?», «из-за твоих знаний одному тебе пятерка, а
всем нам четверки!», «ты что, хочешь больше всех знать?». В общем,
действительно умным и успешным ученикам часто доставалось от
«средненьких» одноклассников, и нужно было иметь сильный характер, чтобы
выдержать эти нападки и не скатиться в серенькие «хорошисты».
С другой стороны обоза плелись двоечники — те, кто учиться не мог и не
хотел, занимаясь вместо учебы стрельбой из рогатки по фонарям и курением
в школьном туалете. Помимо того, что двоечники не учились сами, они еще
не давали нормально учиться всему классу — срывая время от времени
уроки и отнимая время у талантливых детей — часто такого прокуренного (а
иногда и пропитого) Васю, у которого из одного кармана торчит рогатка, а
из другого — пачка «Примы», «приписывали» к какому-нибудь отличнику,
который в виде пионерского поручения (помимо своих уроков, факультативов
и кружков) должен был заниматься ещё и с этим Васей. Вася по итогу всё
равно шел в ПТУ, на завод или в армию, а вот отличник мог и не поступить
в тот ВУЗ, в которых хотел, из-за нехватки свободного времени на
подготовку.
Тут ещё следует добавить, что у родителей не было практически никакой
возможности (за редкими исключениями) чтобы перевести своего ребенка в
другой класс или школу, все дети были вынужденны учиться вот в такой
уравниловке.
4. Советская пропаганда.
С первого дня в школе ребенка начинали готовить к жизни в советской
системе — существовало множество обрядов иницииации (наподобие
религиозных), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом
общества. Сперва маленького человека принимали в октябрята. Считалось,
что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться маму и уважать дедушку Ленина.
Затем ребенка принимали в пионеры, где дети уже давали «пионерскую
клятву», а к личности предъявлялись уже более высокие требования:
«Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.
Он красный галстук носит,
Ребятам всем в пример.
Он — девочка, он — мальчик,
Он — юный пионер!»
Затем должны были быть Комсомол и вступление в Компартию — система
образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут
быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то
другой курс развития.
Советская пропаганда сопровождала
школьника на протяжении всех десяти лет обучения — многочисленные
«пионерские комнаты», флаги, лозунги, песни и пляски, истории и сказки.
Также ребенка с детсва приучали к мысли, что он может и должен работать бесплатно —
все эти «пионерские поручения» по трате своего времени на двоечников,
сборы металлолома, макулатуры и прочая бесполезная деятельность.
Помимо этого, детей постоянно втягивали во всякие грязные политические
игры Совеского союза, заставляя выходить с плакатами в поддержку «детей
Анголы», против «ползучей интервенции НАТО в наш советский Афганистан» и на демонстрацию 1 мая 1986 года.
5. Деградация профессии учителя, взятки и «подарки».
Одна из отличительных особенностей именно советской школы — это
многолетняя постепенная деградация профессии учителя. В отличие от
дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и
неплохо оплачиваемым делом, в СССР всё скатилось к тому, что в учителя
шли не самые амбициозные и умные, но зато хорошо управляемые люди. Как и
в других профессиональных сферах — в сфере образования отсутствовали
независимые профсоюзы, и часто директор либо завуч-самодур устраивал в
школе тюремные порядки, заставляя учителей «ходить по струнке».
Зарплата учителя в СССР была крайне невысокой, в учителя шли, в
основном, женщины, «прикрытые» зарплатой мужа. Отчасти именно поэтому в
советской школе стала процветать система «подарков» и мелких взяток —
родители нередко «заносили» учителям наборы конфет, коньяки, дефицитные
колготки или просто деньги за то, чтобы Васе или Тане нарисовали хорошую
отметку за четверть. Совветский учтель в большинсве своём человеком с двойной моралью — рассказывал о том, как нужно быть хорошим и правильным, но сам легко брал взятки и жил в системе «блата».
Кстати, вот эта управляемость, остутствие собственного мнения (отличного
от мнения начальства) и бедность отчасти и породили ту современную
ситуацию, когда именно школьные учителя, что работают на выборах,
занимаются вбросами и фальсификациями. Вся эта сфера деградировала до
такого состояния именно во времена СССР.
6. Низкое качество школьного образования.
Последний и самый важный пункт. Ну ладно — могут сказат поклонники СССР —
там действительно была школьная муштра, уравниловка, пропаганда и не
самые инициативные учителя. Но ведь образование-то было хорошим! Знания
давали — ого-го! Нет, друзья, так не бывает. Некоторые знания по
алгебре, геометрии и физике ещё не делают из вас образованного
человека — ведь образование это целый комплекс мер, который направлен на
то, чтобы помочь человеку стать самостоятельной личностью и
реализоваться в жизни. Советская же система образования готовила
человека лишь к существованию внутри советского строя, и была, по сути,
абсолютно непригодной в других сферах.
Даже если разбирать преподавание отдельных предметов — то и тут тезис о
«хорошей системе образования в СССР» терпит фиаско. Смотрите сами:
Математика, физика, химия. Более-менее средний уровень, не всегда
достаточный для поступления в хороший ВУЗ (приходилось брать репетиторов
и факультативы). В США и Европе уровень был ничуть не хуже, где
выпускники школ и колледжей успешно строили космические корабли,
автомобили и делали научные октытия.
Литература, искусство. Преподавание в советском ключе, возвеличивание
соцреализма, игнорирование мировых тенденций развития. По сути — ноль.
Советские дети штудировали «Малую Землю» и ни слова не слышали про Камю,
Сартра и Бертрана Рассела. Фактически, весь XX век с его Нобелевскими
лауреатами прошёл мимо, советские дети читали мёртвую макулатуру.
История. Полная антинаучная хрень, начавшаяся ещё во времена великого астронома и животновода. Истинные причинно-следственные связи событий размывались, и везде навязывалось марксистское видение истории.
Иностранные языки. Уровень преподавания — ноль. Покажите мне хоть одного
советского школьника, который 10 лет учил французский, немецкий или
английский язык и может бегло сказать на нём хотя бы 4-5 предложений,
отличных от школьной темы «Что я знаю про Париж». Таких не существует в
природе.
Социальные науки, науки об устройстве общества. Такая же антинаучная
ерунда, как и в истории. Куча лженаук, которые с распадом СССР ушли в
небытие.
В общем, как видите, никаким «сверхкачественным» советское школьное
образование не было, а вся эта уравниловка и остальные негативные вещи
шли только во вред.