Вопрос, по сути своей, глупый, вернее, свидетельствующий о некомпетентности. Его задают вообразившие себя проницательными политиками, бог знает чем занимавшиеся ранее украинские националистические деятели.
Их странные умозаключения невозможно спутать ни с какой другой политологической аналитикой, публикуемой в мире. Такое ощущение, что в их мыслительном процессе причинно-следственные связи замыкаются по принципу игральной рулетки, контролируемой шулером.
Если перейти сразу к результатам их «мыслительного процесса» об «обмене» Украины на Венесуэлу, то может получиться вот что: первый вариант – США сдают России Венесуэлу, а Россия отдает США за это Украину.
При этом ход размышлений бывает весьма занятным. Трампу перед выборами, которые состоятся уже в следующем году, нужна «маленькая победоносная война». Но, как оказывается, она не может быть «маленькой», поскольку нынешний законный режим пользуется поддержкой не только России и Китая, но и ряда латиноамериканских стран – в первую очередь Кубы и Никарагуа. В этой связи подобная война может оказаться не очень победоносной. Тем более что Мексика, Уругвай и Боливия также поддерживают Мадуро. Можно, конечно, было бы развязать в Венесуэле гражданскую войну, но она с большой долей вероятности перекинется и на другие страны Латинской Америки, спровоцировав пожар на «заднем дворе» США.
Рассматривается и альтернативный вариант: Россия выведет из Венесуэлы своих военных советников, а США в ответ выведут своих из Украины. Вашингтон, таким образом, как бы сдаст Москве бандеровский режим на Украине.
Вот только неясно, а что должна будет делать Россия с «бандеровским режимом» и зачем он ей вообще нужен?
Конечно, США хотели бы, чтобы РФ начала воевать, влезла в это болото, пусть даже победила, а потом максимально выложилась на экономическое восстановление Украины.
Схожих рассуждений на Украине в последнее время появляется великое множество со ссылками на достоверные источники в «кремлевских финансовых» кругах.
Подобные заявления как бы ложатся на информацию о возобновившихся контактах Трампа и Путина после провального доклада Мюллера по поводу вмешательства России в президентские выборы в Соединенных Штатах. Только уже в качестве инициатора предложения по обмену Украины на Венесуэлу называется Россия. При этом вовсе неважно даже то, что инициатива возобновления российско-американского диалога исходит от Дональда Трампа.
Он, в отличие от Зеленского, прекрасно понимает, что с Россией нужно устанавливать конструктивные отношения, но у него есть свои «шуты» на Капитолийском холме, способные мыслить исключительно имперскими категориями холодной войны. И есть государственный секретарь Помпео, который способен одной фразой разрушить все попытки Трампа хоть как-то наладить отношения с нашей страной, заявляя с солдафонской прямотой: «Россия должна убираться из Венесуэлы!»
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что вопрос об обмене Украины на Венесуэлу стал подниматься украинскими политологами как по команде.
Возможно, она действительно поступила, и не от кого-нибудь, а от американских кураторов, засевших во всех государственных структурах Украины.
Цель совершенно очевидная – показать, что между США и Россией ведутся некие закулисные переговоры. Нужно это, скорее всего, для внесения нервозности и недоверия в российско-китайские отношения.
Для Китая вопрос о Венесуэле весьма болезненный, поскольку Поднебесная уже вложила в эту страну очень серьезные инвестиции. Но еще более чувствительной для российско-китайских отношений эта проблема могла бы стать, если бы китайцы поверили в украинскую «информацию» о неком тайном сговоре между США и Россией.
Как бы косвенным подтверждением того, что тайные переговоры ведутся, стало заявление американской и российской сторон о том, что было достигнуто понимание необходимости развития экономического сотрудничества. Трамп и Путин «высказались за развитие взаимовыгодных торгово-инвестиционных связей» (это в условиях беспрецедентных санкционных мер!).
«Подтверждён обоюдный настрой на активизацию диалога в различных областях, в том числе по вопросам стратегической стабильности».
Но в российском сообщении особо подчёркивается, что президент России при обсуждении ситуации в Венесуэле указал на то, что «только сами венесуэльцы вправе определять будущее своей страны». «При этом вмешательство извне во внутренние дела, попытки силовой смены власти в Каракасе подрывают перспективы политического урегулирования кризиса».
Затрагивалась и ситуация на Украине в контексте недавних выборов президента. «Путин акцентировал, что новому киевскому руководству нужно предпринять реальные шаги по реализации минских договорённостей, имеющих ключевое значение для разрешения внутриукраинского конфликта», — отметили в пресс-службе Кремля.
России незачем договариваться с США о чем-либо ни по Венесуэле, ни по Украине. Ситуация развивается, по большому счету, если не прямо в российских интересах, то уж точно и не в интересах Соединенных Штатов. Любые компромиссные предложения станут расцениваться американцами как наша слабость и последуют противоположные действия.
О чем, например, можно говорить с ними по нынешней ситуации на Украине?
Чего, собственно, можно ждать от Зеленского? Он уже все основное сказал, а чего не успел, за него это сделала его супруга. Она почему-то считает, что политические сценарии для нового правительства сможет писать настолько же успешно, как и для «95-го квартала».
Вот он, такой красивый и уверенный в себе, явится к Путину. Скажет: «Отдай Крым, отдай Донбасс!» Даже на колени готов пасть.
Только вот для того, чтобы выйти на переговоры с Путиным, необходимо по дипломатическим каналам согласовать хотя бы темы беседы.
Я вовсе не уверен, что российский президент согласится обсуждать любые вопросы. По Крыму вообще обсуждать нечего, и мы об этом уже неоднократно заявляли. Что же касается Донбасса, то ждем от украинской стороны исполнения минских соглашений.
Выполнять их Зеленский и не собирается.
Пока он готов только к обмену пленными по формуле «всех на всех». Но для этого нет необходимости проведения переговоров на уровне президентов. Важно согласовать списки, потому что уже не раз украинская сторона под видом пленных пыталась обменять непричастных к военным действиям граждан, а то и просто бомжей.
К тому же Путин явно не забыл, что Зеленский публично назвал его своим врагом.
Значит, переговоров на высшем уровне ожидать не стоит. Тем более что новый украинский президент уже фактически отказался выполнять минские договоренности.
А репетировать переговоры для «95 квартала» Володымыр Зеленський сможет всласть со своей супругой. Уверен, что они договорятся по всем вопросам. Успехов им!
Пока же мы с интересом наблюдаем, как избранный президент бодается с Верховной Радой по поводу сроков своей официальной инаугурации. Фактически речь идет о том, чтобы получить ее согласие на досрочный самороспуск за полгода до официальных выборов.
Для верности Зеленский уже называл депутатов «мерзавцами», которых необходимо разогнать. И чего они еще думают? Потом, правда, опомнился и стал темнить, отвечая на прямой вопрос журналистов, распустит ли он Раду досрочно. Но слово, как известно, не воробей…
Полгода получать депутатскую зарплату и иметь привилегии и судебный иммунитет в это смутное время – совсем немало, тем более что очень немногим удастся переизбраться на осенних выборах.
Чего в этой связи можно было бы пожелать Зеленскому? В шахматах такая ситуация называется «цуцванг», а в жизни – куда ни кинь, всюду клин.
Депутаты, если новый президент не сумеет их разогнать, вряд ли будут питать к нему дружеские чувства. Что такое иметь враждебно настроенный парламент, пусть спросит у Трампа, если тот захочет с ним встречаться.
Полгода уйдет на бодания с Радой. Что можно реально сделать в этой ситуации? Наиболее вероятный ответ – терять рейтинг.
И еще неизвестно, когда он потеряет больше авторитета: когда попытается реализовывать свои бредовые идеи с новым парламентом или когда ему будет мешать в этом старый парламент.
Пока вообще никаких здравых мыслей от Зеленского о том, как наладить жизнь в стране, не прозвучало. Только борьба с коррупцией. Но как он намерен бороться со всем государственным аппаратом?
А с экономикой что делать? Ресурс остался один: продавать землю иностранцам. Но тут можно вообще окончить карьеру не через импичмент, а на вилах, потому что у крестьян тогда вообще не останется никаких средств к существованию.
Есть еще одна выдающаяся идея: закупать американский сжиженный газ. Тут уже взорвутся города – майдан 2014 года покажется детской забавой.
Зеленский официально еще не стал президентом, а процесс утраты народного доверия уже идет полным ходом. Трудно сказать, сколько процентов рейтинга он потерял после заявления, сделанного его окружением, о том, что будет продолжен курс Порошенко. Напомним, что ранее Зеленский за этот курс обещал его судить.
За что люди боролись? От обещаний остановить войну на Донбассе не осталось и следа, равно как и от намерений восстановить мир с соседями.
Сам Зеленский в последнее время, по крайней мере до официального вступления в должность, старается избегать неудобных заявлений, выступая в роли некоего сфинкса без секрета, потому что обо всех секретах миру уже поведали его свита и супруга.
Как бы там ни было, но для Соединенных Штатов ситуация на Украине уже имеет маргинальное значение. Это лишь один из мелких шагов в глобальной внешней политике, направленных на окружение своих стратегических противников недружественными государствами.
И первое место среди таких противников занимает Китай. Россия на втором месте.
У Китая почти со всеми соседями имеются трения. Происходит это с явной подачи США. В первую очередь это Япония, Индия, Вьетнам, Филиппины, Австралия.
Со многими из этих стран Россия поддерживает дружественные политические и взаимовыгодные экономические отношения. Для США здесь кроется большой соблазн обострить отношения между КНР и Россией.
Нашим странам удается не дать втянуть себя в американскую стратегию «разделяй и властвуй».
Между тем экономическое и политическое могущество Китая продолжает неуклонно усиливаться не только в Восточной Азии, Индийском и Тихоокеанском бассейнах, но и в Латинской Америке – регионе традиционной вотчины США. По сути дела, из-за этого обостряется конфронтация между США и Китаем. Дойдет ли она до открытого военного противостояния – это вопрос времени.
И на этом фоне возрастают роль и значение России с ее мощнейшим ракетно-ядерным потенциалом. Сохранение союзнических отношений между Китаем и Россией делает победу США в противоборстве со своим основным стратегическим соперником невозможной.
А время уходит, и работает оно отнюдь не на Соединенные Штаты, которые экономически все сильнее теснит Китай, а с военной точки зрения – Россия.
Утопающий, как известно, готов хвататься и за соломинку. Такой соломинкой для янки в попытке любым способом добиться хотя бы малейшего осложнения отношений между Китаем и Россией стали в последнее время Венесуэла и Украина.
Но вот впервые в российско-американских отношениях начинают постепенно появляться новые нюансы. Переговоры на полях министерской сессии Арктического совета в финском городе Рованиеми между С. Лавровым и М. Помпео неожиданно прошли конструктивно. Это общая оценка участников переговоров. «Мы старались концентрироваться на реальной политике. Нам это удалось», – отметил Лавров. По его мнению, был сделан шаг вперед в развитие тех дискуссий, которые состоялись между президентами РФ Владимиром Путиным и США Дональдом Трампом по телефону несколько дней назад. «Мы обсудили целый ряд региональных ситуаций, которые находятся на актуальной повестке дня и в ООН, и в целом в международных отношениях, и обсудили вопросы, касающиеся стратегической стабильности», – сообщил С. Лавров. В частности, речь шла о ситуации в Венесуэле.
Но вот что удивительно: на переговорах не была затронута тема Украины. Или стороны не сочли нужным даже упоминать о ней.
Думается, что новый украинский президент должен сделать из этого определенные выводы.
Сергей Кузнецов,
специально для alternatio.org