Русским никогда не нравилась идея мирового господства, пришли — наваляли, и домой….

Меня тут недавно спросили студенты, почему Россия не стала колониальной державой.

— Ведь такое мощное государство, — задали они вопрос, — так активно прирастало территориями, Сибирью, Средней Азией, Кавказом, Дальним Востоком, а в колониальную державу не трансформировалось ни разу. Почему?

На самом деле, это действительно уникальный путь развития страны, которая пошла по пути физического своего расширения, не создавая дальние анклавы и колонии.

И так происходило при том, что и до Петра I, до масштабного военного судостроения, у страны имелась вполне мощная вооруженная составляющая, а линии мореплавания были протяженные и обширные. (Опубликовано блог Дневник патриота)

Чтобы понять истоки такого пути, на мой взгляд, стоит обратиться к русской национальной психологии. И тут есть два основополагающих момента, которые сделали невозможным для нас заниматься, по примеру многие европейских держав, покорением дальних континентов, освоением миров, что лежат за горизонтом.

Во-первых, мы традиционно по-крестьянски привязаны к земле. К своей земле. Русские могут расширить обозримую ее границу, и при этом новые территории, если они осязаемы, буду также считаться «своей» землей, продолжающей ту, что была освоена ранее.

А вот любое разделенное расстоянием владение так восприниматься никогда не будет, останется чем-то чужим, дальним и «не родным». Может быть, именно поэтому даже Царю так легко было в свое время продать Аляску, лежащую на другом материке, за океаном.

Аляска не ощущалась, как родная земля, оставалась заморской, ее отчуждение не затрагивало чувства Родины. По итогу подобного исторического территориального развития и получилась большая, цельная, нераздельная страна, Россия.

Во-вторых, и это действительно уникальное свойство народа, русские не ищут господства, узурпации и нам чуждо входить в военный конфликт ради сугубо экономических целей.

Опять же, в отличие от европейских государств, Россия прибавляла территории не ради хозяйственной выгоды от порабощения других народов.

Россия не извлекла экономической выгоды ни из одной войны, в которую она вступала и выигрывала, но психологически испытала полное удовлетворение. Подобный подход никогда не может служить основой для создания любых колоний.

И вообще: по деловым понятиям сегодняшнего дня, это не бизнес, а сплошная лирика. Но, значит, такая лирика есть часть русской души.

Эта русская душа и есть суть Россия: не искать выгоды, а жаждать правды. Увидеть несправедливость, прийти, навалять и уйти с чувством выполненного долга.

источник