Новое русское кино. Свобода деградации.

автор : мент

В данном обзоре представляю российские фильмы, начиная с 1990 года.

Пишу только о том, что сам смотрел. При этом, как правило, речь идёт о более-менее достойных кинофильмах и телесериалах или о типичных картинах, явившихся зримым свидетельством тотальной деградации (или возрождения – что куда реже) русского кинематографа. Оценки чисто вкусовые, личные, не претендующие на какую-либо глубину.

Конечно, многие достойные или тупиковые фильмы мной пройдены мимо, не замечены или успешно забыты. Поэтому отдельную часть статьи сделаю по комментариям читателей. Прошу указывать год создания фильма, о чем он, и свою личную оценку.

Чернуха

Чернуха – это символ и содержание российского кинематографа девяностых и начала двухтысячных. Она успешно извивистой змеёй переползла в наше время, с трудом пытаясь принять более-менее благопристойные формы, но не меняя своего содержания. Являет собой квинтэссенцию свободы. Долой всяческие ограничения – цензуру, советский партийный пригляд. А также мораль, нравственность, эстетический вкус. Главное – напугать, вызвать омерзение, похоть, нездоровый азарт и прочие болезненные чувства. Это такое совершенно нормальное искусство смутных времён.

Девяностые годы. В России идёт глобальное обрушение экономики, государственных институтов, политического пространства. Ну а заодно морали и культуры.

Человеческое в людях и обществе стремительно увядает, а скотское гипертрофированно взрастает уродливыми наростами. Народ активно долбят новыми императивами: «Обогащайся. Будь крутым. Наплюй на всех. Руби бакс, не теряй времени. Режь, убивай, грабь народное добро, но руби капусту, бывший советский человек! Если ты умный, чего такой бедный?» Ещё недавно наивный, не избалованный роскошью и жизненными благами коллективистский народ вертится в заколдованном круге обрушенных на него античеловечных понятий. Такой феномен эпохи перемен.

И вот советский человек в прошлом. Из его костей и мяса вольно или невольно оккупанты пытаются сшить Франкенштейна.  Новый человек — инстинктивный, дикий, такой идеал профессора Савельева – ему предназначено стремление только от пуза жрать, беспорядочно совокупляться и доминировать друг над другом. Всё, больше ничего.

Ну и кино соответствующее моменту требуется. И книги. И телепередачи, и газетные статьи. Вот и пожалуйте в чернуху девяностых.

Сейчас с трудом вспоминаю названия, сюжеты тогдашних художественных фильмов. Вон, навскидку выдёргиваю из сети. «День любви» (1990) — про массовые изнасилования в русской провинции и последующие суды Линча. «Чекист» (1992) — про массовые расстрелы проклятой гэбнёй неполживых интеллигентов. «Трактористы-2»(1992) — по мотивам старых фильмов «Трактористы» и «Свадьба в Малиновке — про разруху и скотство, ну и про трактористов — кто же лучше автора сценария гламурной Ренты Литвиновой деревенскую жизнь и работу трактористов знает.  Похабень типа «Бомба» (1997) – шизушная история о том, как революционеры изобретают способ концентрировать сексуальную энергию в бомбе. «Людоед» (1991) — бунт заключённых в ГУЛАГе, кровавые сатрапы вместе с жертвами режима в комплекте прилагаются. 

И прочее, прочее, прочее. Сплошная мутная вонючая масса. Только ясное ощущение от их просмотра осталось – как будто бредёшь без цели и содержания по колено в нечистотах. И даже света в конце тоннеля нет.

Весь этот поток нечистот не возник из пустоты. Вся эта дрянь в умах готовилась с начала перестройки. Когда ослабили вожжи, киноделы начали с песнями и плясками развенчивать былых кумиров, открывать ранее забытые за ненадобностью гнусные, тяжёлые и депрессивные темы и смаковать язвы общества, бередить и раны истории. Сначала действовали осторожненько, постепенно переходя от робкого разложения общественного сознания к полному тотальному бесстыдству.

Индустрия кино в начале девяностых ещё работала, хотя до советских более ста лент за год было далековато. Фильмы постепенно становились идеологической дубиной, которой били по башке дезориентированного обывателя. Этот самый обыватель видел на экране бесчисленных шлюх, воров и бандитов. Героями становились крутые киллеры – то есть те, кто за деньги людей убивает. И олигархи – те, кто за деньги убивает страну. Перед глазами зрителей проходили бесконечные истории предательств, подстав, унижений. Обрушились на головы зрителей зоологическая агрессия и злоба. И практически не было фильмов без эротики с переходом на порнуху. Обнажённые женские телеса творцы с маниакальным упорством совали всюду, вне зависимости от жанра и возрастной категории.  Такой вот был стриптиз — бесконечный и бессмысленный.

По моему мнению, в этом потоке дерьма больше было не смакования теневой стороны человека и общества, а также крутости новых хозяев жизни и прочей лабуды. Это было вовсе не искусство агрессии,  как кажется на первый взгляд. Это искусство запуганного и ни в чем не виноватого обывателя, которого бесовские силы из тёплого тихого болота бросили в социальный ад, лишили защиты и уверенности в себе. Это такая сублимация со стороны творцов своего страха перед настоящим и будущим. Тщетная попытка найти равновесие с трещащей по швам  реальностью и своё место в разрушающемся мире принуждала их слиться со своими самыми потаёнными и жуткими кошмарами в экстазе, в сладостной роли или жертвы, или апологета всей мерзости.  Тогдашние творцы и их зрители не столько радовались новым мерзостным ценностям, где человек человеку не только волк, но и корм, а задабривали эти новые социальные матрицы, как злых и кровожадных первобытных идолов, чтобы их яростный гнев обошёл стороной.

Интересно, что бандиты – гроза и гордость тогдашних безумных времён, в основной массе были те же запуганные обыватели, мечтающие примкнуть к реальной силе, обрести уверенность в с треском рухнувшем Мироздании. Показная крутость и отмороженность, грязная агрессия, садизм – это в массе своей были поступки запуганных людей. Не беру, правда, истинных авторитетов и идеологов криминала – среди них преобладает бешеное зверье, алчные холодные твари и  кровопийцы, которых надо санировать.

Время культурных суррогатов. Разнузданность  приходит на замену творчеству и искренности.  И вот уже комедии – не смешны. Трагедии – не трагичны. Потому что мир кино стал бутафорией, в него не вложены ни опыт, ни переживания.  Один страх и желание творца побыть немножко плохим мальчиком или хорошим маньяком…

Старые классики и новые времена

Отчаянный и наглый вопль мастеров советского кино, что они бы стали круче Феллини, кабы поганая советская цензура их не угнетала, до сих пор в ушах стоит. И не стихает. Но цензура рухнула. Творцы получили какую-то беспредельную и даже мистическую возможность творить все, что душе угодно. Это такое искушение – ну, теперь покажи себя. Раскрой душу. Ну и показали. И раскрыли.

Взять нашего всероссийского барина – свет Никиту Михалкова. У меня ощущение, что с концом цензуры он свихнулся полностью. Или, может быть, бухал несколько лет без продыха со своим  приятелем сценаристом  Володарским. Иначе я не могу представить, как появилось такие  нетленные творения, как «Утомлённые солнцем».

Напомню, состоит аж из трёх «шедевров». «Утомлённые солнцем-1» (1994). «Утомлённые Солнцем 2. Предстояние»(2010). «Утомлённое солнцем 2. Цитадель» (2011) . Человек с ясной головой такие фильмы про такую войну сделать не мог.

Помнится реклама «Великое кино о Великой войне». Кино, действительно, великое получилось – по претенциозности и убожеству. Это такой сборник достаточного недоброжелательных быличек и анекдотов про войну, поданный в стиле американских зомби-ужастиков и супергеройского кино, густо замешанного на похабстве, аморальности и примитивно религиозных навино-благостных рассуждениях о природе вещей. Морская мина, на которую натыкается героиня, щадит её из-за молитвы и тут же разносит в хлам корабль с бюстом Ленина и кучей народу – потому что безбожники и не молились, и по фиг, что они ни в чём не виноваты. Выбор невеликий: Или ты молишься, или тебе кранты. Такие вот рассуждения на уровне миссионеров, обращающих в Христианство дикарей Центральной Африки.

Видим мы в этой эпопее мятежного генерала, выпущенного из ГУЛАГа, потому что только он и умеет воевать. С железным крюком вместо руки, которым он разделывает всяких нехороших людей. Штурм средневековой мрачной крепости, похожей на Замок Иф,  безоружными солдатами с черенками от лопат и ломами. Совершенно идиотская задумка Сталина: «Мы пошлём несколько тысяч человек на штурм без оружия, их всех убьют, а Запад, глядя на такое подлое убиение, усовестится, поймёт, какой нехороший Гитлер, и откроет второй фронт». Вот интересно, как такие идеи в голову приходят? Это какой-то квазиразумный формальный интеллект их производит.

Самое главное – снято настолько дерьмово, что закрадывается мыслишка – а тот ли это Михалков.

А взять фильм «Сибирский цирюльник» (1998). Такая развесистая клюква про юнкеров, любовь к неземной красоты и душевных достоинств американке, ревность, измены, латиноамериканские страсти на фоне бочек с икрой, осетров, золотых мундиров.  Фильм, стоивший сорок миллионов гринов в тех ценах и опустошивший тогда почти весь  кинобюджет Минкультуры. Снято красиво, этого не отнимешь. Но очень уж всё глупо, развесисто, нереально и никчёмно. Хотя и провалом, как то же безумное «Предстояние», не назовёшь – у фильма полно почитателей.

Когда мэтра отпускает мания величия и тщеславная уверенность в том, что он может зафигачить что-то эпичненькое,  он возвращается к тому, что у него получается  – камерным пьескам с ограниченным числом действующих лиц. И тогда выходит хорошо. «Двенадцать» (2007) — мне не понравилось, там слишком нагнетена драматичность, много пустых и наивных сцен а-ля Голливуд,  типа крутого бросания ножей в комнате для совещания присяжных, но снято нормально, в стиле старого Михалкова. Да и «Утомлённое солнце-1», награждённое иудиной  оскаровской фигуркой, местами неплох. Когда снимается тихая жизнь на Подмосковной даче – очень так тепло выглядит. Пока не появляются монстры из НКВД и не начинается антисоветский угар и смысловые галлюцинации.

Снимать бы ему Чехова или Вампилова. Но ведь не терпится что-нибудь такое, с танчиками и штрафбатами. С окунанием вождя народов лицом в торт…

Стремительно деградировал советский классик Э. Рязанов. Все его советские фильмы были с некоторых гнильцой и душком, но сняты талантливо. В Перестройку он начал терять тормоза. А потом появились «Небеса обетованные» (1991), где  народ живет на помойке и вся Россия ничто иное как грязная помойка. В девяностые произошёл настоящий фазовый переход. Мастер преобразился в какого-то озлобившегося русофобского гоблина, пьющего кровь зрителей на бескрайних киношных полях.

Отметился верноподданическим документальным минисериалом про иуду Ельцина – «День в семье президента» (1993) и так далее. Такой семейный домашний фильм про доброго дедушку Борю, утомившегося  после расстрела Белого Дома, под покровительством которого нашу промышленность и государственность рвали на части америкосы и местные олигархи. А дедушка Ельцин чай с внуками пьёт. Идиллия.

Потом были пошлые и глупые «Старые Клячи» (2000), где даже хорошие артисты смотрятся плохо. Лихорадочное стремление  любыми способами, хоть пошлостью, хоть заискиванием перед самой глупой аудиторией, угнаться за стремительными переменами отбросило его на обочину.

 «Карнавальная ночь-2» (2007) вообще толкает заорать хором: «Держите наркомана». Рейдерский  захват клуба, где полсотни лет назад проходили события прошлой «Карнавальной ночи». Осознавший свою подлую роль омоновец, который отказывается выселять честных артистов и поёт на радостях оперную арию, потому что он в душе артист, а не цепной пёс режима и всяких ворюг. М-да, зрелище не для слабонервных. «Две бутылки самогона, «Беломора» пачка, не забудем мы тебя, белая горячка».

От какого-нибудь молодого режиссёра такое увидеть – это нормально, они в массе своей обычно безмозглые и безвкусные. Но ведь это некогда талантливый режиссёр, из обоймы, любимый массами.

И жалкий логический итог в прошлом успешной карьеры и духовного развития появился в Интернете. Там мастер самолично зачитывает свой стишок, который сводится к незатейливой мысли: «Все люди как люди, а меня угораздило в самой поганой стране на Земле родиться». Такой плевок в морду русскому народу от уходящего классика…

Ещё один пример тотальной деградации психики, вкуса и совести –творения А. Германа. Режиссёр он был при Советах хороший, снявший «Проверку на дорогах», «Десять дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин». Но перестройка его убила как цельную личность. Иначе необъяснимы его постперестроечные творения.

  «Хрусталев в машину» (1998) – эталонная интеллигентская мутотень про подлых чекистов, репрессии, гомосексуалистов, отморозков. И всё со смаком, знанием дела. «Трудно быть Богом» (2013) — там вообще не пойми что творится, потому что все потонуло в экскрементах. В общем, грязь, дерьмо и патология сознания.

Конечно, понимаю, что я вовсе не эстет, а тупой ватник, не готов постичь всех глубин, высот, широты и долготы такого вот изысканного авторского кино, прекрасного и нетленного. Но когда три часа  тебе показывают кучи дерьма и толпы уродов, заявляя, что это мир братьев Стругацких, я как-то гордиться начинаю, что всего лишь ватник, а не тихий эстет.

В этих фильмах показан настоящий ад. Сам Герман,  похоже, в Чистилище пребывает за эти вот «гениальные» произведения, по которым сохла вся московская  творческая тусовка. Теперь вот очищает свою душу от так любимого им  дерьма.

А вот Данелия смог удержаться на высоте. Наверное, потому что не захлёбывался желчью на темы, как Советская власть ему жить не давала, и чекисты с пистолетом стояли, чтобы он снимал как надо. Остался ироничным, добрым, всё понимающим человеком. И хотя в связи со свалившимся на кинематограф безденежьем развернуться в полную силу не мог, но вышли его очень оптимистичные и умные  фильмы.

Очаровательный и очень грустный фильм «Настя» (1993) — в нем растерянность истинного художника перед жестокостью наступивших времён. И время изображено мазками – трамвай, который тащит БТР. И военный хор, поющий «Вот возьму и повешусь». Нахрапистость новых хозяев жизни, которые способны для рекламной разнузданной акции закрыть станцию метро, наплевав на всех пассажиров. Но в фильме не озлобление, а грусть от того, куда катится этот мир. И надежда на то, что мир всё же спасут человечность и любовь.

«Орёл или решка» (1995), «Фортуна» (2000), «Привет от Чарли Трубача»  (1998) — всё можно смотреть с большим удовольствием.  Все сделано в его фирменном стиле. И хорошую книгу воспоминаний «Безбилетный пассажир» издал. Умудрился нигде не опозориться, не лез в политику и межнациональные дела, остался честным и добрым гением.

Бортко – советский режиссёр, создатель великолепного «Собачьего сердца» и очень спорной «Блондинки за углом», фильма-катастрофы «Внимание, цунами». Несомненно, неординарный режиссёр, но дико неровный.

В постперестроечные времена он отметился нашумевшим сериалом «Мастер и Маргарита» (2005). Со мной многие не согласятся, но, по моему мнению, получилась беспомощная пустая вещица. Всё там не в масть – и подбор актёров – тот же Басилашвили просто стар для Воланда, и излишние акценты на деятельности НКВД, которые в книге были завуалированы. И безобразный плюшевый кот Бегемот. И интерьеры. Мистическая потусторонняя Москва Булгакова стала привычным нам городом с немножко странными событиями. Напрочь утрачен мистический флёр, искромётная, но не грубая сатира.

По моему, «Мастер и Маргарита» (1994) Кары, положенный на полку  в связи с проблемами авторского права и финансирования, местами выглядит куда лучше. Во всяком случае, держится на блестящем Ульянове в роли Понтия Пилата и неземном Христе в исполнении Бурляева…

А вот  «Тарас Бульба» (2009) Бортко все ругали за пафос, примитивизм, несовпадения с оригиналам и нарочитую патриотичность. А мне так вполне понравилось. Особенно в преддверии украинских событий. Пусть и не совсем Гоголь получился, но как отдельное произведение очень даже  смотрится. И пафос противостояния с ляхами, и омерзение от предательства России всякой сволочью, вполне себе к месту и воодушевляюще.

Ещё Бортко «Идиот» (2003) снял. Я сериал не смотрел, но отзывы хорошие. Достоевский передан адекватно…

Карен Шахназаров – прекрасный советский и русский режиссёр на стыке массового и интеллектуального кино.  Создатель ирреального и притягательного «Города Зеро» после распада СССР отметился необычными и обаятельными фильмами. «Сны» (1993) — про параллельную жизнь в царской и современной России, очень смешно, щемяще грустно.  «Яды или Всемирная История Отравлений» (2001) — фантасмагория, несмотря на потустороннюю ирреальность происходящего, довольно захватывающий фильм. «Белый тигр» (2012) — многократно обруганный фильм по очень неоднозначной повести, где все больше про заградотряды и ГУЛАГ. Но антисоветские мотивы из фильма убраны, а осталась философия и мистика войны, геополитическое противостояние с Западом,  а также предназначение русского народа как спасителя  всей нашей цивилизации. Снято отлично, артисты в масть.

Шахназаров также вызывает огромное уважение его последовательной патриотической позицией, которую не стесняется доносить до народа, в том числе и в СМИ.

Говорухин – его в перестройку одолела болезнь, именуемая  «Хруст французской булки». Болезнь тяжёлая, отягощённая изменением поведения и галлюцинациями про большевиков, которые свергли Государя и погубили Российскую Империю. Там жили одни ангелы небесные – крестьяне набожные в мире и согласии при господах – всех в белом, с пушистыми крылышками. Отметился он в этом модном болезненном тренде излишне приторным, с колоссальными историческими и фактическими передёргиваниями документальным фильмом «Россия которую мы потеряли» (1992).

Но человек Говорухин был, похоже, совестливый и глубоко порядочный.  Понимал отлично, куда страна рухнула. В ужасе снял сильный фильм «Великая Криминальная революция» (1994) о разгуле преступности в России. А затем «Ворошиловский стрелок» (1999) – о реакции простого советского человека на криминальный беспредел, приватизацию народной собственности и закона, появление новых хозяев жизни, страшное бесправие простых граждан перед произволом и криминалом. Фактически, это призыв взять в свои руки наведение порядка в стране, где государство стало главным бандитом, позволяя жировать бандитам поменьше. Народу этот посыл пришёлся по душе. Слава те Господи, ситуация все же устаканилась, и не понадобилось самосудов и крайностей…

Булкохрустность, хотя режиссёр раскаялся за фильм «Так жить нельзя», все же не была излечена полностью. Поэтому выдал достаточно сахарный фильм про великолепную царскую Россию «Пассажирка». Получилось с нарушениями логики и разумности. Но как всегда снято на уровне – все же режиссёр он большой…

О ментах

Самый массивный киношный и сериальный пласт – это про ментов. По-моему, наснимали тысячи этих фильмов. Прошлись по всем службам – участковым, наружке, операм, кинологам, спецназовцам. Может быть, киноделы добросовестно шпарили по попавшему им по случаю списку подразделений правоохранительных органов. Не только МВД, но и прокуратуру, и МЧС, даже налоговую полицию не забыли…

Нынешние киношные менты – это вам не сурово-официальные Знатоки родом из шестидесятых, самим своим видом символизирующие строгость, мощь и непреклонность государства рабочих и крестьян. Сегодня большей частью это приблатненные, бесшабашные, порой ни в грош не ставящие закон оперуполномоченные, которые обладают одним главным качеством – они защитники. Именно защитники, а не крючкотворы,  нужны были одуревшему от бесправия и бандитского беспредела народу. В общем-то, такая трактовка служителей закона, мне кажется, была вполне честной и соответствующей лихим временам безвременья.

Тут, конечно, пальма первенства у «Улиц разбитых фонарей» (1997-2016). Там отличная литературная и фактическая основа – произведения оперативника уголовного розыска Кивинова (псевдоним). С чувством и толком показан утопающий в грязи и насилии Питер. Есть ощущение безысходности и неправедности переходных времён. Есть герои нового времени, люди, которые вытаскивают непосильную ношу – не дают скатиться городу в каменный век, где самый главный тот, у кого больше челюсть и увесистее топор.   

Постепенно, с учётом популярности у народа, стали сниматься его  продолжения. Сериал стал ветвиться, как рога у обманутого мужа. Естественно, тут начался переход большого количества в сомнительное качество. Но герои и артисты прижились у народа, стали   родными.

Наснимали после «Улицы» таких фильмов целую гору. При этом почему-то питерцы сериалы настропалились снимать гораздо лучше москвичей.

Среди достойных можно отметить «Ментовские войны» (с 2005) — тоже опер сценарий писал, потому оперативная работа показана достоверно и детально, чего порой не скажешь о самой детективной канве. Фильм вообще был бы отличным, если бы не актёр на роли главного героя – начальника отдела по раскрытию убийств. Бандита с его внешностью и приблатненными манерами он сыграл бы неплохо, а в свою роль не попал. Хотя другие типажи знатные.

«Глухарь» (2008-2011) – это про который Министр внутренних дел России Нургалиев, затравленный прессой и находящийся в состоянии глубокой депрессии, выдал: «Хороший сериал. Прям про нас». Ну да, конечно. Бесчисленные взятки, насилие в отношении граждан, выбивание показаний и даже убийства сотрудниками угрозыска. Это типа правда жизни, мол, так и бывает, сурово, но иначе никак.

Я много регионов объездил, множество самых разных подразделений видел. Коллеги мои рядом работали, занимавшиеся всяческими мутными делишками, вплоть до наёмных убийств. Но тот беспредел, когда мы видим не районный отдел внутренних дел, а настоящую бандитскую малину, где сотрудники или взяточники, или отморозки, а начальник розыска вообще кровавый убийца, притом подаётся это как норма милицейской работы… Ребята, так не бывает. Через неделю бурной деятельности такой отдел штурмом ФСБ брало бы. Что показано в фильме – это все байки и страшилки про злобных и отмороженных ментов, которые ходят в народе и составляют видную часть городского фольклора.

Вообще-то, большинство ментовских фильмов несёт на себе разной степени толщины налёт идиотизма. Как незабвенный «След» (с 2007) на несколько тысяч серий, где выдумали какую-то идиотскую Федеральную экспертную службу, и она занимается исключительно несвойственными функциями. Запомнилась там страшенная баба полковник, которая выглядит, будто касторки напилась. Там эксперты-криминалисты с энтузиазмом ведут допросы и проводят очные ставки. Для служивого человека, знающего эту работу и имеющего представление об уголовном процессе, смотреть на такое – как хину жевать, скулы сводит. Это как если бы таджикский дворник без образования взялся рулить самолётом, и все бы говорили, что это нормально.

Но чего там взять – это фильм из купленных. У пиндосов покупается сценарий, потом лихо меняются английские фамилии на русские, и по фиг, что правовая система, характеры, страсти-мордасти– все у нас с Америкой не совпадает. Уплочено. Снято. Бабло хрустит. А что дикий идиотизм – так народ кушает, да ещё с удовольствием причмокивает.

Раньше консультантов в кино звали из сотрудников. Ныне работу органов порой безнаказанно и безраздельно показывают люди с представлениями о ней, не изменившимися со времён детского сада. Вообще не понимают, как работает система. Когда путают оперативника со следователем, а прокурора с судьёй, когда прокурорские сидят в засаде с автоматами — это уже мелочи жизни. Бог с ними. Но вот гляжу фильм «Гаишники» (2007). Там сотрудники ГАИ видят заложенную посреди проспекта бомбу. Берут, бросают её в Неву. Она там взрывается. А они, гордые выполненным долгом, просто уезжают, не оцепив место происшествия, не приняв меры к сохранности следов и поиску очевидцев, даже не сообщив на базу. И весь фильм такой. Понятно, что на серьёзное кино здесь не замахиваются, но получается вообще фэнтези, только эльфов не хватает. Ну зачем же такую чушь пороть, ей же больно…  

Это такое незамутнённое детское представление о реальности. Оно победной поступью шагает по стране и   кинолентам. Ну а че, самые умные что ли? Смотри, че дают. Автор так видит. Автор дурак, ну и что…

Апофеозом маразма явился  совершенно фантасмагорический фильм «Мужской сезон» (2005)  —  он о борьбе московской милиции с международной наркомафией, лидером которой является мафиозо с такой родной каждому россиянину фамилией Сорс (прям добрый дедушка Сорос, друг и брат русского либерала).  Подробности коллизий уже стёрлись. Зато остались забавные картинки.

Сценарий писал, похоже, афроамериканец с отставанием в умственном развитии, и такой же режиссёр его снимал. Русского в фильме нет вообще ничего, кроме милицейского кителя на спинке стула у главного опера.  Московская милиция – это американский полицейский участок, разделённый стеклянными щитами. В московской милиции успешно служат негры! Главный герой ходит по участку почти голым, слегка обёрнутым полотенцем, потому что он  там живёт – из квартиры вытурили.  Жену бандиты на наркотики подсадили. Детей в заложники взяли. Кроме того он нищеброд – видит телефон за триста баксов и возмущённо говорит, что такая роскошь – его зарплата за год. В общем, жизнь у него не сахар.

Главное убийство происходит на стадионе в Москве – на соревнованиях по американскому футболу! Мафиозо Сорс прилетает в Москву. Едет по центру города на длинном чёрном лимузине. По обе стороны лимузина бегут (!) его верные  гиппопотамы-охранники в черных костюмах и чёрных очках, злобно зыркают. И вся Москва знает, что это крутой наркобарон везёт на своей крутой тачиле наркоту, чуть ли не на Красной Площади её вразвес продавать. И милиция боится подойти. Потому что крутой американский миллионер с крутой охраной. Ну, главный опер – нищий мент, все утрясает, все схвачены и расхреначены.

В реалии это хрен Сорс доехал бы до первого гаишника, который бы поинтересовался – а чего это за орки по обе стороны машины бегут по проезжей части, вот вам штраф, а вот досмотр транспортного средства. А вот ОМОН для непонятливых, и все ваши черные очки впечатают в наглые американские рожи, сплющенные об асфальт. А крутую тачку вскроют, как консервную банку.

Зрелище настолько нереальное, что может являться иллюстрацией лекции по психиатрии «творчество лиц в состоянии наркотического опьянения». Кто не смотрел — очень рекомендую. Это такая кислотная дичь, что даже восхищение забирает. Там не Россия показана, пусть разрушенная лихолетьем, а Африка, где пиндосы творят, чего хотят.

Зато реклама какая знатная и визгливая была – фильм года, или века – не знаю. Фильм снял обычный идиот. Это такой новый жанр – творчество идиотов. Рекомендуется смотреть тоже идиотами или способным полностью на время просмотра отключать мозг. Выясняется, что таковых в нашем Отечестве немало, даже многовато. Поэтому жанр «творение идиота» пользуется популярностью и даже любовью.

При всем американизме фильм, как ни странно, получился вполне патриотический – америкосы сволочи и всячески нам козни строят. Как это уживается – непонятно…

«Ликвидация» (2007)  — про послевоенную Одессу, разгул бандитизма, агентов Абвера,  уголовный розыск и военную прокуратуру. Такая гремучая смесь из «Место встречи изменить нельзя» и «Момента Истины». Вполне можно отнести к хорошим фильмам.

Неплохо показана послевоенная Одесса. Хотя в сюжете и имеется историческое передергивание о способах наведения порядка в городе, якобы предпринятых маршалом Жуковым. Мол, посылали чекисты на тёмные улицы подставных — хорошо одетых женщин и мужчин, а когда на них разбойники нападали, они на месте всех и клали без суда и следствия. И такая слеза скупая – мол, бандитов жалко, надо бы по суду. Жуков никакого порядка там такими методами не наводил. А эту ноу-хау придумал мой дедушка Василий Рясной, после войны нарком внутренних дел Украины. Он такими подставами вывел преступность во Львове и в Киеве.

Ну да ладно, это детали. В целом фильм сюжетный, с хорошими актёрскими работами, смешными одесскими шуточками, Хотя и веет местами антисоветским душком, но без этого русскому кинематографисту никак нельзя. Это как после революции обязательно надо было обругать царский режим.

Лавры этого фильма многим спать не дают. Недавно вышел сериал «Ростов» (2019) – а-ля «Ликвидация», только не про Одессу маму, а про послереволюционный Ростов-папу. По-моему ни колорит города, ни время, ни детектив не получились. Но многим нравится.

Ретро-тема в последнее время пользуется большим спросом. Так что киноделы работают тут неустанно. Вот и выходят всякие сериалы типа «Паук» (2015)   про милицию шестидесятых. Или не шибко удачный «Ленинград-47» (2016)  — про то же самое, но сороковые. Все они страдают одним недугом – современные творцы с трудом представляют советских людей и их жизнь, заменяя  это на свои, часто либеральные, представления, где обязательно  назойливые цитаты Ленина и партсобрания, кровавые чекисты, лезущие везде и всюду, даже в постель в людям. Но встречаются все же и вполне удачные фильмы.

Понравился «Крик Совы» (2013). Про послевоенную борьбу госбезопасности с беглыми нацистами. Конечно, не без исторических и  сюжетных недостатков и натягиваний. Однако стильно так вышло, нуарно. И актёрский подбор хороший…

Были попытки возродить тематику про сельских участковых — а-ля Аниськин. Сериал  «Участок» (2003), где играет вечный и вездесущий Безруков. Надо отметить, как всегда, хорошо играет, прочувственно.  Правда, немного однообразно. Как писали критики – ощущение, что это мафиози Саша Белый выжил, замаскировался и устроился работать в деревне участковым.  Фильм в целом земной такой, о традиционных ценностях. Оптимизм присутствуют и человечность. И собака там говорящая, голос за кадром её…

«Маросейка, 12» (2000). Кто не в курсе, раньше в этом доме жила-  здравствовала Налоговая полиция, потом её переформировали в Федеральную Службу по контролю за наркотиками. Но фильм не про наркотики, а именно про честных мытарей, здоровья не жалеющих для пополнения казны.

Налоговая полиция тогда была в силе и вбухивала немалые деньги в рекламу своей подвижнической деятельности. Реклама ей была сильно нужна, поскольку это организация прославилась в народе необузданной коррупцией, за что и была в своё время ликвидирована.

Вот и вышел фильм, где главного неподкупного налогового полицейского играет гламурный Харатьян. Как и положено настоящему налоговому полицейскому, живёт он в огромном и шикарно упакованном доме, больше подходящем для логова хозяина какой-нибудь сети автозаправок. Занимается раскрытием всех видов преступлений – терроризмом, заказными убийствами, всем, чем попало, кроме налоговых. Ну а чего? Налоговые – это циферки, бумажки, скукотища и зевота. А ежели про террористов, то можно всласть пострелять и повзрывать. Вышло забавное, весёленькое, остросюжетное, но совершенно оторванное от реальности действо.

Забавные фильмы вышли, когда ментовскую ношу взваливают на своим плечи нементы.

«Отец Матвей» (2014) — неплохой сериал. Там аналог отца Брауна, наш православный священник, раскрывает запутанные преступления в русской глубинке — Суздале. Гуманистический посыл, приятные герои – в целом добрый фильм. Но местами очень он уж нудный и длинный.

Бабские детективы – ну на то они и бабские, что только бабы их смотреть могут. По книгам Донцовой, Устиновой, Марининой.  Это больше мелодрамы или вольные фантазии на тему криминала. Любовь морковь, коварство и измены, сентиментальная лабуда, принцы на белых «Ауди».  И «Настя Каменская думает!» В целом, совершеннейшая муть, к реальностям суровой борьбы с криминалом отношения не имеет вообще. Но тёткам нравится, а нормальным мужчинам смотреть – для них эти фильмы ноют, как боль в суставах…

И о бандитах

На ниве бандитской романтики отличилась незабвенная «Бригада» (2002). Типичная сладкая сентиментальная  патока про благородных бандитов, у которых просто по жизни другого выхода не было, как пойти на бандитский промысел. Они же не лохи какие-то – работать и выживать в смутные времена. Они типа крутые. Сами всё возьмут.

Милые образы наших русских душегубов – они и честны, и порядочны, и о простом народе заботятся – и подобные сцены имеются. Мол, кто поможет простому человеку? Не государство же. Только бандит.

Только вот само их ремесло почти не показано. А зря. Было бы интересно посмотреть на чреду разборочных и заказных  убийств,  кровавого выбивания долгов и мозгов, разграбления страны, торговлю наркотой. Хотя про наркоту сказано – как благородный Саша Белый пытается наложить лапу на наркопотоки – и хрен с ним, что от герыча дети в подвалах дохнут. Какие мелочи – к сияющему фраку благородного бандита никакие такие пошлые кляксы не липнут.

Зато очень романтично показан имевший место в реальности эпизод. Убитым в разборах бандитам в гробы кладут главное орудие производства – их «табельные» пистолеты. Такая торжественная сцена, слезовыжимальная и гордая. Мол, символ отважной жизни и героической смерти. Тьфу!

Надо сказать, что фильм выписан вполне достоверно. Недаром один из его инициаторов – не будем тыкать пальцем, проходил по спецучетам начала девяностых как активный лидер организованной преступности. Так что знали люди, о чём снимали.

Ну и результат этого скотства налицо – молодняк настолько воодушевился этой сериальной бандитской романтикой, что РУБОП ещё много лет вылавливал молодёжные банды. Поклянутся недоноски на крови, как в фильме, в вечной дружбе. И завалятся к какому-нибудь торгашу на рынок»Мы бригада. Теперь ты нам платишь, барыга!» Торгаши, знавшие, что все давно утрясено и такие наезды – эти дурной тон, тут же в РУБОП. И по пятерику «кровным братьям».

Кстати, типичный путь бандитской группировки. Все начинают как братья, клянутся в верности. А потом, когда речь заходит о власти над бандой и делёжке имущества, обычно убивают друг друга. Пачками. Как во Владивостоке, когда таких неугодных под десяток человек спрятали в подвал и затравили угарным газом. И где это братство?

Отметились киноделатели и продолжением «Бригады» — «Бригада. Наследник» (2010). Решили срубить бабла на франшизе. Если первый фильм вышел где-то вполне реалистичным, то второй – просто пафосный набор идиотских ситуаций про малолетнего дегенерата, из которого лепят крутого мафизои, и это выглядит наивно, глупо, убого. В общем, такая сказка для испорченных детей. Но как звучит – наследник клана! Дон Корлеоне, не меньше. Хотя бы узнали для справки, что в Италии мафия – бизнес семейный, а у нас – кто место под солнцем выгрызет, тот и наверху. В общем, для детей снято и для девушек.

Любимые и почитаемые зрителями «Жмурки» (2005) Балабанова, как образ лихих девяностых, мне активно не понравился. Это воистину галерея ублюдков, которые вызывают чувство омерзения и гадливости. Да, замах показать бандитскую страну и нынешних бизнесменов, тоже бывших бандитов. Но сделано   ходульно, больше для юмора и накала страстей, чем для правды жизни  или донесения идей. Поэтому получился не угар насилия и жестокости, а театральный балаган. Ну да, все крутые там, стреляют, но это не бандиты. Это, в основном, расхожие представления народа того времени о бандитах. Это клоуны в бандитских одеждах.

Кстати, в «Бумере» (2003) гораздо более реалистично удалось показать тяготы и лишения бандитской жизни, типажи, блатной сленг – все соответствует. Нормальный производственный фильм вышел о бандитском ремесле, и от этого он гораздо более страшный, чем вышеупомянутые гротескные «Жмурки».

Понравился кинофильм «Бабло» (2011). Вышел такой весёленький задорный боевичок с моралью – большие шальные деньги сводят с ума что бандитов, ментов и вообще людей…