К сообщениям о проведении учений или внезапных проверок боеготовности ракетных дивизий или сразу ракетных армий РВСН все давно привыкли. Но есть одна ракетная дивизия, действия которой крайне скупо освещаются армейскими СМИ и Департаментом информации и массовых коммуникаций МО РФ.
Речь о 8-й ракетной Мелитопольской Краснознаменной дивизии 31-й ракетной армии, дислоцированной в ЗАТО Первомайский Кировской области, или в Юрье-2. Той самой дивизии, чьи ракетные комплексы всегда считаются по протоколам подсчета и обмена данными ДСНВ-3 как неразвернутые. Но важность этой «вечно неразвернутой» дивизии будет повыше любой, упакованной боевыми блоками по максимально возможному варианту загрузки.
Сухой официоз. Чтобы не заниматься пересказом, приведем сообщением МО РФ целиком:
В соответствии с планом подготовки Ракетных войск стратегического назначения командованием РВСН проводится контрольная комплексная проверка Юрьянского ракетного соединения (Кировская обл.), оснащённого ПГРК «Тополь».
Среди основных целей проверки — оценка реального состояния боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, вооружения и военной техники, слаженности действий частей и подразделений при выполнении задач по предназначению.
В ходе проверки особое место займет командно-штабное учение.
Соединению предстоит отработать комплекс учебных задач в позиционных районах ракетных полков и воинских частей обеспечения.
В ходе учения будут решаться задачи маскировки подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь», вывода частей и подразделений РВСН из-под ударов условного противника, а также противодействия современным и перспективным средствам воздушного нападения, кроме того, оповещения об угрозе их применения во взаимодействии с соединениями и частями Центрального военного округа.
Основная цель учения — совершенствование практических навыков командования и офицеров управления ракетного соединения и воинских частей в ходе подготовки и ведения боевых действий, организации и осуществления всех видов обеспечения.
Всего к контрольной комплексной проверке в ракетном соединении РВСН будут привлечены около 2 тыс. военнослужащих РВСН и более 200 единиц техники.
И сразу — второе сообщение:
Ракетный полк ПГРК «Тополь» Юрьянского ракетного соединения (Кировская область) приступил к совершению марша на полевую позицию в ходе командно-штабного учения. Автономные пусковые установки совершают манёвренные действия в темное время суток.
На маршрутах движения установок организована комендантская служба, которая осуществляет охрану маршрутов движения колонн с крупногабаритной техникой, регулирует их прохождение через контрольные точки.
В пунктах пересечения маршрутов, на развилках дорог, труднопроходимых участках, крутых и длинных спусках и подъемах, проходах через заграждения и условно зараженных участках местности выставлены комендантские посты.
В рамках учения подразделения РВСН отрабатывают вопросы взаимодействия с соединениями и частями Центрального военного округа, органами МЧС, МВД и ФСБ России.
В ходе учения планируется отработка широкого перечня задач и вводных, в том числе по приведению в высшие степени боевой готовности, совершению маневренных действий на маршрутах боевого патрулирования, противодействию диверсионным формированиям и ударам высокоточного оружия условного противника, выполнению задач в условиях активного радиоэлектронного подавления и интенсивных действий «противника» в районах дислокации войск.
«Сирена Апокалипсиса»
Что же необычного в, казалось бы, типовом учении ракетной дивизии с типовыми мероприятиями по выходу в позиционные районы, патрулированию, обороне боевых стартовых позиций от диверсантов и маскировке их от средств обнаружения противника?
Дело в том, что дивизия эта оснащена не обычным подвижным грунтовым ракетным комплексом «Тополь», а комплексом «Сирена» (15П175) с командной ракетой 15Ю75, относящимся к системе «Периметр-РЦ».
На Западе все «Периметры» получили запоминающееся название «Мертвая рука», достаточно четко описывающее функции системы — безусловное и стопроцентное доведение приказа на нанесение удара при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах, сложившихся в ходе глобального конфликта, в том числе и гибели всех, ответственных за принятие решения о приказе.
По сути, 15Ю75 — та же МБР «Тополь», но с некоторыми изменениями в конструкции, и «баллистическим ретранслятором» в виде полезной нагрузки. Если верить известной картинке, опубликованной в юбилейной книге к 55-летию МИТ, «Сирена» имеет несколько укороченную 1-ю ступень (или ступень стандартной длины, а картинка специально выполнена с искажением масштаба), но имеет блок довыведения/маневрирования, вероятно, для обеспечения настильности траектории (в том числе и для меньшей уязвимости командной ракеты).
Испытания ракета прошла в 1990 г. в Плесецке, когда были проведены с августа по декабрь 4 пуска, все успешные. Комплекс создавался в изрядной спешке. Перевооружение 8-й дивизии на «Сирену» и заступление нового командного комплекса на боевое дежурство также произошло в конце 1990 г., когда ею заменили комплекс «Горн» на базе БРСД «Пионер» (уничтоженной по Договору РСМД и «Горну» требовалась срочная замена). Также в те времена существовал и комплекс на базе МБР МР-УР-100У, с ракетой шахтного базирования 15А11, также потом снятый с вооружения.
За время службы «Сирена» не проводила учебных стрельб своими командными ракетами — сам комплекс «Тополь» и так прекрасно отработан, и учебно-боевые пуски и пуски на продление сроков эксплуатации проходили, не затрагивая командный комплекс. Один раз, совсем недавно, несколько лет назад, пуск командной ракеты, все же, состоялся — не из Юрьи, а с Плесецка. Видимо, для продления сроков эксплуатации «Сирены» потребовался пуск именно ее, а не практически очень похожего на нее «Тополя» или «Тополя-Э» (экспериментальный спецноситель для испытаний нового КСП ПРО или боевого перспективного оснащения БРК РВСН, на базе списываемых «Тополей»). Или какие-то модернизационные работы требовали подтверждения пуском — понятно, что никто не уточнял это в открытой печати.
В настоящий момент система «Периметр-РЦ» готовится к замене, судя по всему, на командную ракету на базе МБР «Ярс», которая уже создана или находится близко к принятию на вооружение. Во всяком случае, в тендерных документах 2018 г. на ряд строительных работ по обустройству мостовых переходов в позиционном районе 8-й рд, значатся требуемые параметры этих мостовых переходов, которые обязаны выдерживать восьмиосную машину с нагрузкой на ось в 15.5т — это именно шасси «Тополь-М»/»Ярс» и модификаций «Ярса», потому что старое «тополиное» шасси, как известно, семиосное, и масса там несколько иная. Возможно, «Сирена» доживает в соединении последние месяцы или годы.