Европейцы физически перекрыли кран «Северному потоку».
В субботу пришло сообщение, что в Германии уже не только юридически, но и физически ограничили «Газпрому» доступ к газопроводу OPAL, чтобы помешать поставкам газа через «Северный поток».
OPAL — южное ответвление вдоль польской границы. «Газпром» обеспечивает евро-потребителей в том направлении именно в обход Украины.
Введённое физически ограничение тут же привело к двум событиям.
Первое, цена газа на главной площадке Европы, голландской TTF тут же подскочила на 7% до 15,46 евро за МВт/ч (именно в этих единицах торгуется газ, у разного газа разная теплотворность, и у российского она выше, чем, к примеру, у норвежского). В ходе сессии подъем цены достигал 9,6%.
Второе, «Газпром» резко увеличил прокачку по NEL, второму газопроводу, поставляющему газ в Европу из точки выхода «СП-1». Потребители в Западной Европе получают газ в полном объеме.
Европейская газовая сеть сильно разветвленная, и по ней можно качать из любого источника в любое место, лишь бы хватало голубого топлива. Уже есть и эффективные системы по взаимозачетам поставок, чтобы не гонять туда-сюда. Поэтому, эффективность данного решения так себе. Опять же, Газпром остается соучастником ОПАЛа, разве что свой газ не может качать.
Как я ранее писал, данное событием, может, и заметно для «Газпрома», но не является сильно существенным, чтобы это влияло на его решения. Способов маневрирования у России более чем достаточно.
Сегодня закачали «под завязку» все хранилища, и пока потребности небольшие – уменьшили подачу, сделав вид, что «прогнулись под решение об ограничении». Это в будущем, когда все «ограничители» попросят увеличить подачу, можно будет этим «ограничителям», ссылаясь на их же решение об ограничении, поставить такие условия, что с лихвой все окупится и впредь не будет желания спесь проявлять!
Европейцы применяют антимонопольное законодательство, которое призвано развивать конкуренцию. Зачем нужно освобождать 50% мощности газопровода? По задумке законодателей, это должно позволить возникнуть конкуренции. Но когда физически никто не может прийти в точку начала газопровода OPAL, там неоткуда взяться альтернативным поставщикам. Физически нет и не будет в ОПАЛе другого поставщика, это физически невозможно! Это как запретить воду носить полными ведрами!
Думаю, решение по ОПАЛу будет нивелировано, если не немедленно, то к концу следующего года точно. В самом крайнем случае, если решение суда не отменят (а все основания для этого есть), то создадут какую-нибудь компанию-прокладку, которая будет покупать у Газпрома газ посередине «СП-1» и поставлять его в OPAL.
Опять-таки, решение никак не влияет на достраивающийся «СП-2». Для него из точки выхода строится отдельный газопровод EUGAL мощностью 55 млрд кубометров газа в год, и там поляки, как в случае с OPAL, свои палки в колёса вставить не смогут, так как отношения к полякам он не имеет и никак не влияет на «диверсификацию» поставок газа в Польшу.
Что интересно, фишка в том что ЕС понтуется, не имея своего газа. У них в Норвегии есть ресурсы, которые признаны уже убыточными, конец им. Раньше времени закрываются и голландские иссякшие месторождения. В таком положении ЕС как бы должен хвататься за любую возможность, или он укатится в каменный век, и не будет больше Мерседесов. А они ещё какие-то суды, условия…
Да, на этом газовом европейском рынке тесно, но наращивать поставки могут не все.
Катар, к примеру, не может заменить «Газпром», хотя и может подвинуть его долю на несколько процентов. Точно так же и американский СПГ, который поставляется по заказу, а не по долгосрочным контрактам. Глава австрийской OMV говорил в интервью:
«Нам нравится работать с Газпромом, даже по линии СПГ, так как, стоит нам заказать партию, ее сразу завозят. При этом, СПГ от других поставщиков может быть доставлен только при определенной цене на рынке».
Ещё назывался азербайджанский TANAP в качестве альтернативы Газпрому. Но из СМИ известно, что поставки азербайджанского газа доведут до максимума в 6 млрд кубометров газа (капля в море для «Газпрома») только в 2020 году, и основной потребитель даже не Европа, а Турция.
Так что, закупать смогут, но заменить — нет. При этом, Газпром как продавал газ в нужных ему количестве, так и продает. В Европе ещё до сих пор думают, что у них премиальный рынок, хотя давно известно, что с начала 2000-х, после Азиатского кризиса, премиальным рынком стал Восточно-Азиатский. Китай, Япония, Южная Корея, Индия, потребляют газа в несколько раз больше, чем вся Европа вместе взятая.
Поставки будут стабильно только расти. Точно так же будет расти количество газопроводов. И в Европе, когда захотят увеличить поставки газа, новые газопроводы строить не будут, и придётся отменять все ограничения. Всё будет происходить на нынешних: «СП-1», «СП-2», «Ямал-Европа», «Турецкий поток» (2 ветка). Поэтому, даже если европейцы захотят построить «СП-3», им придется самим заранее со всеми странами договориться, и убрать ограничения: Новая газовая директива и Третий энергопакет.
Возможно, что-то пойдёт и по украинской ГТС, но только на нужных России условиях и далеко не в тех объёмах, что ранее. «Газпром» огласил свою позицию на ближайшие годы: еще один год крупного транзита через Украину (50 млрд кубометров) и далее долгосрочный контракт на прокачку 10-20 млрд кубометров в год. Это есть максимум возможного. И опять-таки, при определённых условиях. И больше для того, чтобы удержать существование этой газотранспортной системы от развала, чтобы её не порезали — мало ли, пригодится когда-то себе в будущем.
Вообще, некоторые могут подумать, что катавасия вокруг российских газопроводов — это пример солидарности европейцев и украинцев. И ошибутся. Украина и её ГТС — это лишь инструмент для западных стран, инструмент, который, причём, где-то сбоку. Польша борется за то, чтобы стать газовым хабом, США борются за то, чтобы продавать свой СПГ, да и вообще, в принципе, ограничить России возможность каких-либо доходов. И наличие украинской ГТС — лишь повод для США и их сателлитов вставлять палки в колёса «Газпрому» и остальной Европе.