На днях аналитическая служба интернет-портала Рамблер провела опрос. Предметом изучения стали российские политические Ток-шоу на украинскую тематику. Его результаты стали во многом ожидаемыми.
64% опрошенных зрителей таких общественно-политических передач, как «Время покажет», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «60 минут» сказали, что они не хотят больше видеть приглашенных из Украины экспертов. Основной причиной этого они указали «фривольное и наглое» поведение украинцев. 16% наоборот считают, что именно на них держатся все эти передачи и без них будет просто скучно. 20% зрителей было все равно… приглашают на передачи «украинцев» или нет.
Откуда берется «фривольное и наглое» поведение украинцев
Давайте подробно разберем эти цифры. 20% тех кому «все равно» анализировать не будем. Все равно и все равно. А вот с остальными…
Итак, 1/6 часть зрителей смотрит на украинцев как на клоунов в цирке. Именно их колоритность и «невменяемость» делает, по их мнению, интересной всю передачу. Они смотрят все эти шоу, как другие смотрят шоу певцов или танцоров, или, наконец, спортивные состязание. Правила развлечений везде одни и те же, только «артисты» разные. И таких, абсолютное меньшинство.
А вот 2/3 телезрителей не только не все равно, но и противно. Противно смотреть, как с экранов российских телевизоров на них сыплется вал оскорблений на Россию, тем более произносящийся из уст каких-то там понаехавших украинцев, не способных «дать лад» своей собственной стране и теперь приехавших поучать россиян.
И их можно понять. Я бы сам таких персонажей к телеящику не подпускал. Проблема только в том, что решаю это не я и не возмущенные телезрители. А решают телепродюсеры этих самых каналов. Причем они решают не только кого приглашать на передачи, но даже и то, что именно приглашенные «артисты» (а как их еще назвать) будут при этом говорить.
Автор, в 2014-15 годах неоднократно приглашался на подобные шоу. И ему хватило буквально двух раз, чтобы принять для себя раз и навсегда решение – больше не тратить время на «выступление в цирке».
Итак, как все это работает. Аудитория в студии делится на три категории. Первая – самая привилегированная – гости. Именно они находятся в центре телекамер и именно между ними происходят баталии. Причем, сценарий передачи с перечнем не только тем, но и того, кто и какой вопрос, а главное, как он его «будет обсуждать», известен заранее. Причем, артистов на роли подбирают очень тщательно, и тех, кто отвечает требованиям редакторов очень мало. Никого не интересуют «мнения». Всех интересует внешний эффект, а потому даже гости должны вписываться в сценарий. Потому мы и видим одни и те же, лица. Особенно в «украинском» сегменте (не каждая психика такое выдержит).
С остальными и вовсе все просто. Вторая категория, это эксперты. Их еще на стадии приглашения профильтровывают. Как это делается. С каждым из них накануне связывается помощник редактора и задает несколько вопросов по теме. Если его ответы вписываются в контекст, их приглашают, если нет – благодарят за высказанное мнение и забывают до следующего раза. Далее, натаскивание происходит уже перед выходом на сцену. «Экспертов» собирают в одной комнате и назначают им роли. То есть формируют те вопросы, которые они будут задавать по ходу передачи.
Третья категория – это массовка. Она ежедневно набирается из профессиональных «политических нищих», которые каждое утро приходят на проходную Останкино и за недорого предлагают свое свободное время. То есть свою пятую точку на лавке и свои ладошки для хлопанья. Они только хлопают, причем делают это только по команде. Никогда не обращали внимание, как в студии начинают хлопать. Вначале несколько хлопков (это «заводилы» из ассистентов режиссера), а потом дружное хлопанье (а это уже массовка).
В общем, все как в цирке.
А теперь, когда мы разобрали всю эту кухню, давайте определим, а кого именно должны винить за «фривольное и наглое» поведение украинских «експертов» зрители? Разве артисты виноваты, что их образы не нравятся публике? Может надо задать вопрос сценаристам? Тому же господину Соловьеву, например, который так любит говорить о своей объективности и о том, что он лично приглашенным гостям не платит.
Да, Владимир Рудольфович, лично вы не платите. Платят ассистенты. А еще платит студия, причем не только зарплату, но оплачиваются и все накладные расходы приглашенных гостей, которые почти всегда гораздо выше гонораров.
И таки да господин Соловьев, все это походит на театр, только с одним уточнением, именно вы создаете в нем правила и дергаете за веревочки в т.ч. и тех самых украинских экспертов, которых вы так любите опускать (в прямом смысле этого слова) в прямом эфире.
И вашим любимым персонажем, на фоне которого вы смотритесь просто блестяще (а кто бы на его фоне смотрелся иначе), является Вячеслав Ковтун. Человек никому до 2014 года неизвестный, и которого вы в т.ч. сделали «звездой» Ток-шоу (а еще довольно обеспеченным человеком).
Собственно, именно потому, что на его фоне вы смотритесь блестяще он вам так удобен. И вашим коллегам тоже. Сколько раз вы его «выгоняли»? Ровно на один раз меньше, чем возвращали? Кстати. Вчера он снова у вас был. И возвращали вы его только потому, что он вам на передаче нужен именно такой — тупой, жалкий и беспомощный, о которого так легко вытереть ноги.
И именно такого тупого украинца вы показываете российской аудитории, которой в 2/3 случаев просто противно на это смотреть.
Причем, этот маразм уже дошел и до человека с воистину ангельским терпением, который недавно на Валдае вынужден был сказать:
«Мы не должны выставлять нашего ближайшего соседа и братский народ в каком-то невыгодном свете. Речь может идти о политике действующих властей, но никак не о стране, никак не о народе».
А теперь о том, как это работает на Украине
Итак, на российском ТВ, скорее всего вскорости, будут сделаны оргвыводы и дай бог, правильные. Правда, жаль, что изменения эти станут не следствием понимания проблемы российскими медиа, а следствием хорошего втыка сверху. А значит, жди, рецидива.
А теперь пару слов о том, как работают подобные политические шоу на Украине и почему автор ставит их по своему уровню несколько выше, чем шоу российские.
Для начала. На Украине, как и в России есть стоп-листы, а потому те, кто в них находится никогда в эфирах не появятся. Но остальные могут. Если за них заплатят.
Главное отличие от России состоит в том, что на Украине не студия платит артистам, а артисты, вернее их спонсоры платят студии за то, что те их покажут. А еще зарплата этим самым артистам от политики платится не каналом, а теми же самыми спонсорами, которые купили им место в эфире.
Почему так? Потому, что даже во время Петра Порошенко, пусть и в гораздо более урезанном виде (нежели это было до 2014 год), свобода поведения в эфирах присутствовала, а в стране было достаточно политических групп влияния, которые через зомбоящик пыталась продавить свое видение ситуации.
Нет, на украинских политических шоу тоже есть свои правила, которые никто не должен нарушать. Но каждый приглашенный гость имеет право на несколько реплик вне сценария (за что собсвенно и платятся деньги спонсорами). Причем, говорить он при этом может все что угодно, кроме нескольких запрещенных тем.
Например, говорить, что президент му..ак и его надо посадить на нары можно, а вот о том, что в здании центрального офиса СБУ в Киеве сидят сотрудники ЦРУ, нельзя и т.д.
Послесловие
Автор специально не делает в статье никаких выводов. Он старался быть объективным и рассказал о своем личном опыте, а также реальном опыте украинских политартистов на украинском ТВ. И пусть каждый читатель делает свои выводы сам. Пусть сам решает, что ему менее противно. Потому, что поддерживать то, что происходит на политических программах украинского и российского телевидения нормальный человек не может, что и показал опрос Рамблера, цифры которого я привел в самом начале статьи.