Прощение долгов – это всегда сильное геополитическое оружие, если уметь его применять правильно
В российском обществе с позднесоветских времён тема прощения долгов сателлитам является самым надёжным поводом для разжигания негодования масс в отношении власти, какой бы она ни была. Царской, коммунистической, либеральной – любой.
Сформулированный Высоцким принцип: «У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает» в разной редакции всегда безотказно взрывает рыхлый электорат, который уверен, что власть разбазаривает народное добро и не заботится о населении, которому самому эти денежки, ох, как бы не помешали. На днях в рамках подобной «логики» выступила профессор МГУ Наталья Зубаревич в эфире “Эха Москвы”.
Продолжением этой темы являются «старые песни о главном»: «Хватит делать пушки вместо масла!», «Хватит кормить Кавказ (Москву, Центр, академиков, крестьян, армию – нужное подчеркнуть)!», «Хватит тратить деньги на союзников!», «Хватит посылать в Космос народное богатство!» — и тому подобные образцы «здравого смысла» мещан и пикейных жилетов современности.
И всегда почему-то такие инициативы идут в одном направлении – ослабления страны. Ограничения возможностей любой экспансии России и любого повышения её силового ресурса. Как будто кто-то очень заботливый подсказывает толпе темы, как дровишки в костёр подбрасывает – и он радостно полыхает на потеху полчища идиотов, которым сколько ни дай – всего будет мало, всё пропьют и промотают. Даже если выиграют в лотерею миллион, то не поймут, как и куда он делся через неделю.
Владимир Путин на днях объявил об очередном прощении Африке долга в 20 миллиардов долларов. Естественно, немедленно завыли все ура-патриоты и либералы, которым в политике так всё понятно, что просто судороги сводят, как нет терпения видеть ошибки власти, которые та делает в Африке. Вот дай им возможность порулить – и они непременно содрали бы с Африки все безнадёжные долги и принесли бы это богатство в российский бюджет, размеры которого, как известно, «всегда не совпадают с безразмерностью страны».
Или оставили бы Африку ещё лет на 30 в подвешенном состоянии, думая, что держат её за горло. И то, что не только бы не получили долгов, но и Африку бы упустили – этого они не понимают, слишком сложная мысль для их кипящего протестом разума.
Хотя совершенно несложно понять, что и давание в долг, и прощение долгов – всё это инструменты не коммерции, а влияния, геополитики, где не власть служит деньгам, а деньги служат власти. Где ради глобального контроля денег не считают, а кто считает, тот холопствует, а не правит. И если давали в долг Африке, то покупали лояльность её царьков. А когда прощали – эту лояльность покупали ещё раз.
Почему-то те же самые либералы, которые критикуют Россию за долги Африке, никогда не критикуют США за то, что они ежегодно безвозмездно спонсируют (и даже без процентов) тот же Израиль на 4-10 млрд долларов в год. Где эти крики – «Хватит кормить союзников!»?
Понятно – за Африку идёт борьба между Россией, ЕС, США и Китаем. Африка – это потенциально растущая сфера влияния. Все глобальные игроки борются за влияние на местные элиты, и тот, кто скупердяйствует, тот не сеньор, и даже не вассал, а слуга вассала. Знаете, кому не нужна Африка? Украине, Грузии, Швеции, Прибалтике, Финляндии, Дании, Люксембургу. Россия как-то похожа на этих лимитрофов? Кто-то хочет, чтобы она такой стала? И кто этого хочет? Ходорковский? Новодворская? Явлинский? Каспаров?
Получить назад деньги с Африки в виде возврата кредитов можно, и Китай это доказывает. Также можно вернуть сторицей, купив эксклюзивные права для наших компаний. Путин так и сказал: государство поддерживает тех наших, которые планируют там работать. А это значит, что Россия вернёт намного больше, чем списанные за предыдущие годы 20 млрд долларов, только вернёт по другим каналам.
Ведь госбюджет в Африке всегда нищий – его разворовывают царьки. То есть легально нам денег не отдадут. И пустят в свой огород наших конкурентов, а не нас. Те дадут в три раза больше и назад не попросят.
И потому наши долги простили, но возьмут концессиями, алмазами, металлами, углеводородами, военными базами, что увеличит мощь страны, и, значит, её прибыли в других сферах типа Севморпути. Или в нефтянке Венесуэлы. Или в виде контроля над судоходными зонами, где плавают наглые англосаксы. Кто-то подсчитал, какими прибылями это обернётся?
Прощать долги – это не всегда глупость и измена. Это оружие. Да, оно может попасть в руки Власова. А может и в руки Покрышкина. И тогда это оружие принесёт победу. Надо только понимать, как им пользоваться.
В Африке и на Ближнем Востоке у Владимира Путина последние годы всё очень хорошо удаётся. Это отзывается в зоне Средиземноморья, меняет газовый глобальный рынок, позволяет влиять на китайские мегапроекты в Евразии, где из США по капле выдавливают – нет, не раба – хозяина. И выдавят однажды, как выдавили его из Испании, Франции, Британии. Каждому овощу своё время. Судя по затяжной англосакской истерике, где за связи с русскими едва ли уже не в тюрьму сажают, и где уже почти каждый третий кандидат в президенты – русский шпион, получается весьма неплохо.
Вместе с прощением долгов в Африке вовсе не случайно появились наши ЧВК, наш спецназ и наши бизнесмены типа Пригожина. Они там не на сафари развлекаются, а влезают туда, куда ещё не ступала нога китайского или американского солдата или коммерсанта. И пока местные царьки радостно обсасывают прощение украденных кредитов, наши столбят в Африке свою территорию и пишут на фанерных щитках по-русски: «Не влезай, убьёт – частное». И все почему-то понимают! И «Калинку» поют, вышагивая ровно шагом так, как учат русские инструкторы.
Злятся «партнёры», но сделать ничего не могут. И только в России своих накачивают: «Давайте, погромче про то, как Путин опять ваши деньги африканцам простил! Сколько можно это терпеть?» И голосят свои через все продажные СМИ: «Какой тут экономический рост, когда Путин опять всё простил Африке!» «Пожалеем военных, разбивающихся в военных самолётах!» Дескать, ушли бы мы отовсюду – то-то бы нам богатства стало! Как в Люксембурге! Или в Копенгагене! Или в Хельсинки. Ну, чем не жизнь?
Надо признать: списание долгов – это сильный ход российской дипломатии, получившей взамен нужные позиции в Африке. Как она их использует – другой вопрос, но то, что ход сильный и непременно указывающий на проникновение в стратегические отрасли в важном регионе – это медицинский факт.
Не случайно такой крик поднялся по поводу списания долгов, хотя никто все годы не вспоминал об их существовании и никому они не были нужны. Значит, что-то важное Россия получила. И это очередная наша победа, ибо благотворительностью Россия давно уже не занимается, лет этак девятнадцать. И аукнутся нашим геополитическим партнёрам эти списания острой болью в пояснице и бессонными ночами. На Ближний Восток мы уже вернулись, а большая борьба за Африку только начинается.