Перспективы урбанизации или что нас ждет в отдаленном будущем

Урбанизация у нас в стране закончилась. Говорить о каком-то влиянии на жизнь деревенской (сельской) культуры уже не приходится. Город окончательно победил деревню. Процесс этот естественный, как смена времен года.  Чтобы понять перспективы, необходимо заглянуть в истоки.

Исторически деревня – это небольшой цех по производству чего-либо и обмену этого продукта на производимый другими. В большинстве случаев это даже не продукты питания. Не буду вдаваться в подробности, каждый сам может найти множество примеров того, сколько тысяч штук разных изделий могла выдавать какая-нибудь деревня в 20-30 дворов. Это могли быть и скобяные изделия, посуда, средства передвижения и т.п.

С развитием производства иногда целыми деревнями уходили «в завод». Возникали династии заводчан в основе которых стояли деревенские мужики. Индустриализация нанесла первый удар по традиционной деревне.  Появились лишние люди, ввиду ненужности их профессий и невозможности мелким артелям состязаться с промышленным производством.  

Дальше — больше: трактора заменили лошадь и перестали  быть востребованы сотни вещей и профессий испокон веков связанных с лошадьми. Десяткам тысяч людей пришлось менять и место жительство, и профессии. Мало того, множество деревень вообще ничего не производили: ни товаров, ни продовольствия. Развитие науки и техники потрясло деревню и возникшие проблемы пришлось решать уже в 50-60 годах прошлого века.  

Пресловутое укрупнение колхозов и бесперспективные деревни – это не прихоть Хрущёва. Это работа по социализации десятков тысяч людей, вдруг ставших лишними. Это  было начало, а дальше процесс пошел по нарастающей.

К 2000 годам деревня как самодостаточное поселение исчезло.   Остались села или хутора в большей частью в южных регионах, где сельское хозяйство может приносить доход.  

Проблема лишних людей коснулась и городов. Если СССР мог как-то  поддерживать часть убыточных предприятий, то с приходом частных собственников многие градообразующие (и не только) предприятия перестали существовать. С неизбежно появившимися в новых условиях лишними людьми неплохо справился спирт «Роял» и криминализация всего и вся.

Однажды запущенный процесс  сложно остановить. В пору говорить уже о мегаполизации – исходе людей в мегаполисы из малых и средних городов. Дело в том, что заводы теперь не требуют ни особых постоянных специалистов на местах, ни большого количества рабочих рук. Заводы теперь ставят там, где удобно для  логистики или подходящая налоговая политика.

Развитие логистики вообще многое из того что было, делает не нужным.

Процесс образование мегаполисов с обезлюживанием окружающего пространства неизбежен. Пока нет причин способных остановить этот процесс. Ограничение на передвижение и введение лимита на прописку не рассматривается. как и другие насильственные действия.

Роботизация только разгоняет процесс увеличения количества лишних людей. Это большая проблема. Возможно по этой причине «зеленые» или те, кто за ними стоит, начинают тормозить экономику, призывая к дауншифтингу, а по сути, к экстенсивному ведению хозяйства, требующего большого количества свободных рук.

Борьба с лишними людьми и быстрым ростом  мегаполисов  может включать в себя: насаждение «зеленых» технологий. Снижение качества или недоступность медицинского обслуживания. Недоступность образования. Повышение пенсионного возраста.  Почему возраст? Пенсионеры занимают места молодых, которые стремятся переехать из провинции в мегаполис. Возможно, это хоть немного притормозит отток молодых с периферии, хотя пенсионный возраст не для этого повышали.

По этой причине неизбежны следующие выводы: падение качества жизни в провинции относительно мегаполисов, рост самих мегаполисов, дальнейшее падение рождаемости.

Падение рождаемости очевидно: иметь  много детей в большом городе проблематично. Например, чтобы только развести детей по садам-школам потребуется много  времени. Уход по больничному за детьми, а несколько детей могут болеть по очереди, подрывает все возможности карьерного роста, а значит и достатка и т.д.

Еще нас ждет рост цен на жилье в столицах и падение его в провинции. Увеличение издержек на содержание малонаселенной провинции с соответствующими последствиями. Старение населения в провинции с негативными последствиями для провинции. Это навскидку. О проблемах с безопасностью государства в этом случае, уже говорили.