Верховная Рада Украины в целом приняла закон о выделении из структуры НАК “Нафтогаз Украины” (анбандлинг) независимого газотранспортного оператора, который будет управлять ГТС страны. Процедура выделения должна завершиться до конца года.
Данное решение поддержал 341 депутат Рады при необходимом минимуме в 226 голосов. Теперь закон должен подписать президент Украины, он вступит в силу со дня, следующим за днем его опубликования в официальной прессе.
Документ предусматривает запрет на приватизацию ГТС, концессию, аренду и управление системы третьими сторонами. Таким образом, открыт путь к подписанию контракта на транзит газа с “Газпромом” по европейским правилам. Правда, нового оператора еще должны сертифицировать регулирующие органы ЕС, но вряд ли этот процесс затянется.
Данный закон разработан для выполнения обязательств Украины по отделению деятельности по транспортировке природного газа и электроэнергии и обеспечения деятельности оператора ГТС, отмечается в пояснительной записке к документу на сайте Верховной рады.
Он соответствует протоколу о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества. При разработке документа учитывались соответствующие положения соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС по атомной энергии.
Ранее глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что секретариат Энергетического сообщества уже подтвердил соответствие данного документа требованиям Третьего энергопакета ЕС и рекомендовал его к скорейшему принятию.
Закон предусматривает, что ГТС Украины будет сохранена в госсобственности, а Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), получит расширенные полномочия для мониторинга и контроля независимого оператора ГТС.
Стоит отметить, что модель анбандлинга утвердил еще весной старый состав кабинета министров. Правительство приняло модель OU (ownership unbundling), а не ISO (independent system operator), как предлагал ранее «Нафтогаз Украины».
Анбандлинг – выделение функции оператора газотранспортной системы из компании «Нафтогаз» – должен состояться с 1 января 2020 года. Правительственная модель OU предусматривает вывод и оператора, и самой газотранспортной системы. А модель «Нафтогаза» ISO предполагала сохранение ГТС в “Нафтогазе”, а выводился бы из компании только независимый оператор.
Причем исполнительный директор “Нафтогаза” Юрий Витренко предупреждал, что анбандлинг по модели OU, приведет к проигрышу украинской компании в арбитражном процессе против «Газпрома».
“Мы предоставили уполномоченным представителям кабмина заключение юристов и экспертов, с которыми мы выиграли в Стокгольмском арбитраже против “Газпрома” о том, что следствием выбора именно этой модели анбандлинга может быть проигрыш “Газпрому” в новом арбитраже, который уже инициировал “Газпром”, примерно 3 млрд долларов вместо того, чтобы выиграть 11-14 млрд долларов “, – написал Витренко в Facebook.
В свою очередь глава “Нафтогаза” Андрей Коболев разъяснил, что если у компании не будет экономического интереса в эксплуатации ГТС, то она как сторона в правовых отношениях с “Газпромом” не сможет требовать компенсаций в арбитраже. Тем не менее аргументы «Нафтогаза» услышаны не были.
Между тем в пресс-службе “Магистральных газопроводов Украины” пояснили, что выбранная правительством модель предусматривает подачу заявки на сертификацию, подписание транзитного соглашения и получения имущества, необходимого для осуществления транспортировки газа компанией МГУ. Это решение не требует дополнительных законодательных изменений, как это было бы необходимо для имплементации модели ISO.
“Долгожданное решение дает возможность действительно начать выполнять внешние обязательства Украины перед ЕС и, что главное, обязательства по созданию либерализованного рынка природного газа перед конечными потребителями, промышленностью и участниками рынка”, – подчеркнули в МГУ