(Александр Хуршудов) Александр Хуршудов
Новый год все ближе, а Нафтогаз и Газпром так же далеки от соглашения по газовым контрактам, как и пару лет назад. Европа, опасаясь за поставки российского газа, заполнила до отказа все хранилища, закупилась фьючерсами, и вроде бы успокоилась. Отсутствие договора уже не грозит срывом газовых поставок: примерно половина из них пойдет через Турцию, остальные временно могут быть компенсированы сжиженным газом. С Ямала, Сахалина, Катара или даже США. СПГ можно купить в разных уголках планеты, а терминалы разгазирования в ЕС всегда недогружены. Можно подумать о том, как скажется прекращение транзита на работе украинской газотранспортной системы (ГТС).
- Технические аспекты
Схема ГТС изображена на рис.1.
Рис.1. Схема ГТС Украины
Газотранспортная система Украины имеет общую протяженность 37,6 тыс. км. Это чуть меньше длины экватора. Годовая пропускная способность ее составляет на входе 290 млрд, на выходе — 175 млрд м3. ГТС включает 81 компрессорную станцию (КС) с 765 газоперекачивающими агрегатами (ГПА) общей мощностью 5,6 млн кВт. В состав ГТС входят также 1600 газораспределительных станций и 12 подземных хранилищ газа, 6 приграничных газоизмерительных станций и 89 автомобильных газонаполнительных станций. Эксплуатирует систему 100%-ная дочка «Нафтогаза Украины» ДК «Укртрансгаз».
Пару лет назад она составила список объектов ГТС, которые в течение последних лет не используются в процессе транспортировки газа. Уже сейчас не используются. Он включает 18 КС с общим количеством 134 ГПА и 2 установки подготовки газа. В случае прекращения российского транзита после 2020 г., согласно оценке ДК «Укртрансгаз», перечень увеличится почти втрое – до 47 КС и 282 ГПА. В работе останется менее половины компрессорных станций.
На рисунке 1 я отметил красным кружком семь КС, которые потеряют свое назначение; для них не будет газа на входе из России и на выходе в Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Пять западных КС будут переведены в реверсный режим для импорта газа. Остальные при снижении объемов перекачки в 4-5 раз просто не нужны, их придется законсервировать. Ибо 70% компрессорных агрегатов выработали ресурс, ликвидация их тоже стоит денег и вряд ли окупится полученным металлоломом.
Сложнее решить, что делать с магистральными газопроводами. Они проложены в две или даже три нитки. Но Украина потребляет в год 30,5 млрд м3 газа, транзит в прошлом году составил 86,8 млрд м3, следовательно загрузка газопроводов сократится вчетверо. Тут бы и одна труба справилась, но нельзя, не дай Бог, на ней авария, сотни потребителей не получат газа. Поэтому работать будут две. А вот третью трубу на крупных направлениях ликвидировать можно, даже с прибылью. Подержанные трубы большого диаметра используются в строительстве и неплохо ценятся.
Затраты на обслуживание газопроводов, разумеется, сократятся, но не пропорционально объемам перекачки. Ибо даже на сильно недогруженных трубах нужно сохранить электрохимическую защиту, регулярные обходы и прочие меры контроля. Расход газа на питание компрессоров тоже уменьшится, а вот удельный расход (на 1000 м3 перекачки) возрастет. В области малых нагрузок эффективность компрессоров снижается.
Изменятся направления газовых потоков. Сейчас (см. рис.1) вся перекачка идет с востока и севера на запад и юг. Газовые месторождения Украины находятся преимущественно на северо-востоке, в Полтавской, Харьковской, Сумской областях. А импортный газ пойдет с запада, из Словакии и Польши. Встречные потоки сложнее регулировать.
Укртрансгаз также эксплуатирует 12 подземных хранилищ газа (ПХГ) с полезным объемом 31 млрд м3. Более 80% мощностей (в том числе крупнейшее в Европе Бильче-Волицко-Угерское ПХГ, 17 млрд м3) находятся на западе страны. При постоянном транзитном потоке из России они весьма удобны для стран ЕС. В прошлом году Украина даже заработала на хранении газа примерно 1,5 млрд гривен. Европейские потребители использовали здесь «виртуальный реверс», они не получали свой газ на границе, а переправляли его в украинские ПХГ с выгодой для обеих сторон. Без транзита эти манипуляции исчезнут и украинские ПХГ для иностранцев потеряют свою привлекательность.
2. Дела финансовые
Пять лет назад четверть бюджета страны уходила на дотации «Нафтогазу Украины». Ибо золотые времена, когда Украина получала российский газ в 2-5 раз дешевле мировых цен (рис. 2), закончились, а импорт газа из Европы, даже в виртуальном исполнении оказался намного дороже. С тех пор внутренняя цена газа выросла в 10 раз и достигла 6,2-8,5 грн/м3 ($167-230 за 1000 м3). Не мудрено, что импорт за последние 10 лет сократился с 55 до 10,6 млрд м3 в год.
Рис.2
Финансовые показатели Нафтогаза и Укртрансгаза за последние 5 лет сильно изменялись, потому к ним нужны пояснения. Украина давно мечтала найти Нафтогазу стратегического (читай – западного) инвестора. Мешали два обстоятельства. Во-первых, украинские депутаты во главе с воинственной Юлией Тимошенко с высоких трибун неустанно предавали эти планы анафеме. Во-вторых, желающих купить 49% Нафтогаза как-то не находилось.
Тогда появилась идея продать только транспортную систему, точнее, Укртрансгаз. Четыре года назад его основные средства выросли с 15 до 356 млрд грн ($15,5 млрд). Сроки амортизации ГТС давно прошли, похоже, ее заново переоценили. Хотели набить себе цену, а получилось, как всегда: на ГТС пришлось начислять амортизацию. В результате и без того жиденькая прибыль Укртрансгаза превратилась в 65%-ые убытки (рис.3).
Рис.3
Разумеется, убытки образовались не только от манипуляций с оценкой активов. Тяжкой ношей Укртрансгаза являются неплатежи областных газовых сетей за транспортировку газа. В середине текущего года они составили 10,4 млрд грн ($395 млн). Вспомним также, что транзитный договор заключен между Газпромом и Нафтогазом, а уже тот выделяет какую-то часть денег своей дочке. Разумеется, не доплачивает. В результате Укртрансгаз имеет задолженность по уплате налогов в размере 55,5 млрд грн ($2,1 млрд).
Вот и выходит: чтобы приватизировать Укртрансгаз, как это предписывают нормы ЕС, нужно сначала погасить его долги, списать налоговую задолженность. А она не маленькая, 5,4% годового бюджета Украины. Так что радужным планам приватизации Укртрансгаза в нынешнем году свершиться не суждено. Да и в будущем они мне очень сомнительны.
Зато Нафтогаз в результате произведенных перетрубаций прямо-таки расцвел буйным чертополохом. В прошлом году проходили сообщения о его рекордных отчислениях в бюджет (138 млрд грн). Однако в годовом отчететакие цифры не наблюдаются.При выручке256 млрд грн затратыкомпании составили 234,5 млрд, чистая прибыль 11,6 млрд грн. А за счет переоценки основных фондов (похоже, любимое занятие ее руководства) компания и вовсе получила убыток в размере 18,6 млрд грн. И здесь тоже огромные неплатежи, преимущественно, за газ, в сумме 65,9 млрд грн ($2,5 млрд).
В случае прекращения российского транзита Укртрансгаз потеряет примерно $1,6 млрд Нафтогаз — $2,5 млрд выручки. Это 5,3% экспорта страны, 26% ее внешнеторгового дефицита. И все надежды компаний будут связаны с повышением газовых цен для предприятий и населения. Если они выдержат такое повышение.
3. Резюме
С технической стороны прекращение газового транзита Украине крупными неприятностями не грозит. Будет много досадных перемен, сокращений персонала, перепалок между чиновниками, но все они не фатальны.
Хуже будет с финансами. Нафтогаз потеряет 30-35% выручки, бюджет – 1,5-2% доходов. А как вы хотели, господа? Деньги достаются тем, кто точно выполняет свои обязательства. Кто улыбается покупателю, а не клянет его в бога душу мать и не выдумывает абсурдные штрафы. Ваша деловая репутация крепко подмочена и придется долго работать на ее восстановление. Пора вам эти простые истины уже освоить.
P.S. Любопытная деталь. В годовом отчете Нафтогазауказаныдоходыот решения Стокгольмского арбитража по спорам с Газпромом в сумме 57125 млн грн. А ниже – расходы на арбитражное разбирательство в сумме 44528 млн грн ($1,65 млрд):
Дороговато обходятся сутяжникам европейские арбитры….Какие промышленные газотурбинные двигатели нужны украинской ГТС?
Английский текст — здесь: http://en.angi.ru/news/4529-Alexander%20Khurshudov%3A%20terminating%20ga…