Недавно пришло мне на ум сравнить учебники советской политэкономии социализма и современной экономики. Политэкономия социализма мне понравилась больше. В ней государство как единый организм, как единое предприятие, все составные компоненты которого согласованы друг с другом и работают на единую цель.
В современной же экономике каждое предприятие, каждая фирма сама по себе. А взаимоотношения регулирует мифический рынок, изменчивый, как ветреная девица, отзывающаяся на сплетни, слухи, домыслы и прочие «регуляторы». Пустили слух о дополнительной добыче нефти в США, так по всему миру цена на нефть падает. Странам ОПЭК и России приходится снижать добычу, чтобы сохранить цены на приемлемом уровне. Или выдаст иной государственный деятель свой очередной перл, так котировки валют скачут. Хороший «регулятор» — слух!
Таких «регуляторов» рынка масса. Конца и края нет. Называются они нынче информационные технологии и всякие рейтинговые фирмы. В основном американские.
Но самое интересное в том, что в учебниках по современной экономике описаны все негативные последствия этой экономики. Но почему-то, «лекарства» от этих негативных последствий прописаны размыто, не так конкретно, как сами последствия.
Остановлюсь только на одном негативе – никогда темпы роста заработной платы не смогут опередить темпы роста цен. Это закон капитализма. Без этого закона никакого капитализма не будет. Зато будет инфляция.
Повышение заработной платы влечет за собой повышение цены продукта труда, ведь предприниматель не готов поделиться частью своей прибыли для повышения зарплат своих работников. Повысятся цены и на изделия, которые приобретаются предпринимателями для комплектации своих изделий, поставляемых ими на рынок, повысятся тарифы на ресурсы. Таким образом, цены повысятся и из-за повышения зарплат своим работникам, и за счет удорожания комплектующих, и за счет повышения тарифов.
То же самое происходит и на рынке услуг.
Теперь обратимся к банковской сфере. Скрепя, ЦБ РФ снижает уровень ставки, предлагая ее как пилюлю для повышения эффективности экономики. Но что это дает гражданам, народу? Вернее, что отнимает у граждан, имеющих скудные сбережения в коммерческих банках. Вслед за ЦБ коммерческие банки тоже снижают свои ставки. В том числе и на вклады. А это значит, что доходность вкладчиков снижается. Правда, должны снижаться и ставки кредитования бизнеса, но… А кто-нибудь наблюдал снижение цен на товары в связи с понижением ставки кредитования в частности и ставок ЦБ в целом? Как цены повышались, так и повышаются. Как снижалась покупательная способность граждан, так и снижается.
А это – инфляция.
Это касается значительной части граждан страны. Но не касается того незначительного меньшинства, которое присвоило себе большую часть ценностей, которые принадлежали всему народу. Их благосостояние повышается.
Мой вывод – у инфляции один путь к гиперинфляции. Инфляция равная нулю недостижима для длительного периода времени. А отрицательная инфляция – нереальная сказка из информационных технологий.
И вообще, что такое нулевая инфляция или отрицательная инфляция? Это неизменяемые цены и неизменяемая зарплата? Снижение цен при стабильной зарплате? Постоянное повышение зарплаты при стабильных ценах? При большей массе денежных средств у граждан будет наблюдаться повышение спроса на товары. Для наращивания объемов производства предпринимателям придется брать деньги в кредит. Взятый предпринимателем кредит при любой ставке ведет к повышению цен.
Инфляция – характерная и неубиваемая черта капитализма.
А какой метод предлагают экономисты для «борьбы» с инфляцией? Правильно! Снижение национальной денежной массы. Но ведь, ни зарплаты, ни пенсии в иностранной валюте не выплачиваются и торгующими организациями не принимаются в качестве оплаты. Валюта оказывается у предпринимателей. И что они с ней делают? Опять правильно! Складывают в кубышку или вкладывают в недвижимость, и чаще всего, за рубежом.
Таким образом:
Заверения кандидатов в президенты о повышении зарплаты и уровня жизни граждан – это та морковка, за которой нам предлагают идти.
И как быть? Что делать?
Ну, во-первых, не воровать и не грабить государство. Награбленное — вернуть в казну.
Во-вторых, без индустриализации в государственной сфере экономики, без собственных, заработанных государством, денег, без государственного регулирования рынком, абсолютное большинство граждан останутся за чертой экономического и социального благополучия.
Что еще кажется странным. Власть прибегает к весьма жесткой системе администрирования всем и вся, но слабо вмешивается, если не сказать, совсем не вмешивается в рыночные процессы, которые чаще всего противоречат поставленным задачам и заявленным обещаниям и прогнозам.