Как кошмарят малый бизнес в Нью-Йорке

Евгений Новицкий

Нешуточные страсти разгораются вокруг судебного иска общественного адвоката Нью-Йорка Билла Де Блазио против градоначальника Майкла Блумберга. Последний, напомним, обвиняется в несправедливом отношении к малым бизнесам Большого Яблока, которые за последние двенадцать месяцев заплатили штрафов на исторически рекордную сумму – $850 миллионов (начало этой истории в прошлом номере ”РБ” – «Де Блазио защитит малые бизнесы от штрафов»).

Инициатива общественного адвоката вызвала колоссальную поддержку ньюйоркцев. К иску Де Блазио подключились конгрессмены, десятки правозащитных организаций, а также сотни частных предпринимателей из пяти городских боро . Интернет-форумы, в свою очередь, взорвались обсуждением тактики подвластных Блумбергу агентств (санитары, пожарные, архитекторы, инспекторы по лицензиям и т. п.), которые обложили малые бизнесы настоящей данью.

Лучше других отношение городских агентств к малым бизнесам охарактеризовал политик-республиканец Эрик Ульрих из Квинса. Основными причинами штрафов он назвал «произвол и непредсказуемость» (very arbitrary and capricious). Инспектора имеют обыкновение приходить в самый неподходящий момент и выписывать тикеты, которые не поддаются никакому логическому объяснению.

Вот лишь несколько совершенно типичных для Большого Яблока историй.


Случай первый. Владелец магазина 99 Cents закрывается на сутки, чтобы покрасить в помещении стены. Для этого, естественно, он снимает со стен все таблички и сертификаты. В разгар ремонта приходит инспектор и выписывает штраф за отсутствие на стенах этих самых табличек и сертификатов.

Случай второй. В небольшом ресторане проходит шумная вечеринка. Инспектор насчитывает в помещении на одного человека больше, чем позволяют установленные законом нормы. Причём он берёт во внимание даже тех посетителей, которые курят и разговаривают на улице, а также поваров, официантов, бас-боев и стоящего на входе вышибалу.

Случай третий. Пожарный инспектор выписывает штраф на $5 тысяч за неполадку в системе центрального кондиционирования, которая проработала в офисе больше 25 лет. До этого момента система ни одного инспектора не интересовала.

Случай четвёртый. Проливной дождь на улице приводит к выписке сразу трёх штрафов: на основании мокрых следов на кафельной плитке инспектор делает вывод, что в бизнесе полная антисанитария.

Случай пятый. Отсутствие ценников на одном виде жевательной резинки в гросери, витрина которого насчитывает не менее сотни разных товаров, становится причиной для тикета. Второй штраф тут же выписывается за недостаточно хорошо пропечатанную этикетку на банке с консервированным супом. Привередливый инспектор не может различить, какая цена указана : $2.99 или $3.99.

Случай шестой. Небольшой магазин по продаже свежего мяса и рыбы получает штраф за неприятный запах в помещении. Человек, занимающийся разделкой мяса, получает тикет за недостаточно опрятный внешний вид. Уровень запаха и степень чистоты одежды определяется инспектором на глаз.

Случай седьмой. Идеально вымытая витрина обувного магазина становится причиной штрафа за создание опасной ситуации для пешеходов. Представитель городского агентства считает, что люди могут запросто «пройти сквозь витрину», приняв её за пустое пространство.

Случай восьмой. Владелец китайской закусочной получает штраф за отсутствие на вывеске «полного названия бизнеса, вида услуг и точного адреса на английском языке». Как показывает практика, такой тикет можно схлопотать даже за отсутствие почтового индекса (zip code) на дверях.

Случай девятый. Руководитель бухгалтерского офиса получает штраф за два окурка, скомканный бумажный пакет и жестяную банку из-под газировки возле входной двери. Инспектору безразлично, что мусор оставил случайный прохожий за несколько минут до его визита.

Случай десятый. Еле заметный слой пыли на консервной банке, лежащей на верней полке в небольшой бакалейной лавке, развязывает инспектору руки. Второй тикет выдаётся за летающую в помещении муху…

Особо подчеркну, что сумма среднестатистического штрафа малому бизнесу в Нью-Йорке составляет $500 (в большинстве случаев – от $250 до $5.000). Известны случаи, когда тикеты одному и тому же магазину выписывались ежедневно. Иногда одними и теми же инспекторами. Иногда – представителями 5–6 разных городских агентств.

Некоторые бизнесмены с горечью заявляют, что проверяющие порой выписывают штрафы «ни за что», но спорить со «служителями закона» совершенно бессмысленно. Отбить такие тикеты тоже практически невозможно. Для этого необходимо потратить тысячи долларов на судебные разбирательства и доказательство невиновности. К тому же каждый нью-йоркский инспектор защищён профсоюзами и даже допущенные им ошибки не являются причиной для выговора или увольнения.

«Мафия в 70-е годы XX века была гораздо справедливее, чем инспекторы городских агентств, — пишет на форуме 77-летний бизнесмен по имени Уильям. – Среди них всё чаще попадаются жестокие, равнодушные и циничные люди. Они буквально упиваются своей властью. И самое страшное заключается в том, что их нельзя наказать. Они – палачи, а мы – жертвы».

Здесь стоит добавить, что ещё 30 – 40 лет назад среди городских инспекторов процветала коррупция. Они не получали достаточного количества денег из казны, поэтому довольно часто шли навстречу бизнесменам, закрывая глаза на мелкие нарушения. Один получал пакет с пирожными за незамеченный огнетушитель с просроченным сроком годности. Другой – бесплатную стрижку в парикмахерской за упущенную из вида трещину на входной двери.

Сегодняшние инспектора ни в чём не нуждаются. Они имеют очень большую зарплату (по среднестатистическим нью-йоркским меркам), полный пакет льгот (сверхурочные, отпуска, больничные, медицинская страховка на всю семью) и, как уже говорилось выше, покровительство профсоюзов.

Теперь Майкл Блумберг, главный ответственный за происходящее, требует от «прикормленных» инспекторов только одного: собрать как можно больше денег в городскую казну, которая трещит по швам от огромного дефицита.

Проверяющие с возложенной на них миссией справляются замечательно. Шаг за шагом они убивают малые бизнесы, выкачивая из тяжело работающих предпринимателей (преимущественно тяжело работающих представителей среднего класса) по $2.3 миллиона ежедневно.

Инспекторам, извините за выражение, совершенно наплевать, что будет с оштрафованным человеком. Даже если отдать всех самых наглых и несправедливых представителей нью-йоркских агентств под суд, то, подобно военным преступникам, они скажут, что «всего лишь выполняли приказы». Никто из них не чувствует за собой особой вины.

Лично меня больше всего возмущает тот факт, что «беспредел» (другое слово здесь подобрать трудно), творимый городскими агентствами, находится в тени блумберговской пропаганды о перспективах развития малого бизнеса в Нью-Йорке.

При каждом удобном случае мэр говорит нам о райских условиях для открытия собственного дела. Якобы бизнесменов с распростёртыми объятиями ждут в любом из пяти боро, и город готов сделать всё для их экономического процветания.

На самом же деле грабительская политика в отношении малых бизнесов лишний раз демонстрирует последствия безграмотной стратегии демократов (Блумберга в масштабах Нью-Йорка и Обамы в масштабах всей страны). Для сегодняшних «ослов» частный предприниматель является лишь человеком, из которого необходимо выжать максимальное количество денег (в виде налогов, штрафов, пошлин и т. п.)

А посему у каждого хозяина малого бизнеса есть только три выбора. Первый – устроиться на государственную работу и забыть о «юридическом равенстве и свободе предпринимательства» (главные черты капитализма).

Второй – обанкротиться в пух и прах, а потом сесть на шею государства (то есть превратиться в одного из нескольких десятков миллионов получателей социальных пособий).

Третий – сжать волю в кулак и тяжело работать, не обращая внимания на «беспредельщиков-инспекторов», высокие штатные и федеральные налоги, многочисленные попытки демократов уничтожить или хотя бы принизить роль малого бизнеса в национальной экономике (вспомните хотя бы недавнее заявление Обамы о том, что даже самые успешные предприниматели добились всего за счёт других).

Представителей последней категории, к сожалению, с каждым днём становится всё меньше…