Что ни говорите, а в ограничениях, связанных с эпидемией коронавируса, есть и свои «плюсы». Вдруг появилось время, чтобы перечитать столь любимого «Мастера и Маргариту», вспомнить университетский курс квантовой механики вместе со знаменитым «котом Шрёдингера», а заодно посмотреть в интернете, что нового в этой области физики за последние десятилетия произошло.
А произошла, оказывается, революция: квантовая механика столь плотно переплелась с философией, что кондовый материализм, лежавший в основе школьной и институтской программ моего поколения, теперь многие современные физики называют вульгарным. Конечно же, в отличие от современного материализма, который готов при необходимости включить в свои построения Первопричину и не познанные нами пока взаимосвязи – хотя бы чисто теоретически.
Высмеивая эту кондовость, великий классик век без малого назад и описал ставший впоследствии знаменитым разговор, состоявшийся «однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В нём, напомню, таинственный «иностранец» в ответ на реплику поэта Бездомного, что, мол, «сам человек своей жизнью и управляет», заметил: «Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? Вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… И вот ваше управление закончилось!»
Эта фраза и по сути своей, и по драматическому переходу вторит отрывку из библейской главы «Экев», которую иудеи будут читать в синагогах в ближайшую субботу: «Будешь есть ты и насыщаться. И дома хорошие построишь. И размножится твой скот – крупный и мелкий. Серебра и золота будет у тебя много, да и вообще всего – в изобилии. И возгордишься ты, и забудешь Б-га, Который вывел тебя из земли Египетской, и скажешь ты в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство!”».
Булгаков вслед за любимым им библейским текстом, цитатами из которого так изобилуют его произведения, констатировал фундаментальную идею: на какую бы высоту ни вознесла человека жизнь, он ни в коем случае не должен «обожествлять» самого себя и объяснять все свои успехи лишь собственными достоинствами, поскольку впечатление, будто он сам управляет собственной жизнью – не более чем фикция, которая в любой момент может испариться. Именно от такого высокомерного самомнения и взгляда на жизнь и предостерегает Моисей евреев в нынешней недельной главе.
А за примерами полной потери управляемости далеко ходить не надо. Какие грандиозные планы многие из нас строили на ближайшее лето, какие замечательные поездки или сделки мы планировали осуществить! Но вот началась эпидемия коронавируса, и выяснилось, что в точном соответствии со старой еврейской поговоркой мы этими своими планами только рассмешили Б-га.
В талмудических текстах сказано, что всё находится в руках Небес, кроме трепета перед Ними – ключ от него в руках самого человека, поскольку только он сам может решить, испытывает ли он трепет перед величием мироздания или плюет на него. Причём именно «трепет» – более точный эпитет, чем «страх», появившийся в русских переводах из-за ошибок составителей. А это ивритское слово «йръаа» созвучно с другим – «рэайа», означающим «зрение», что как бы намекает: каждый из нас находится в поле зрения наблюдателя.
Согласно квантовой механике и экспериментам Шрёдингера, сама позиция наблюдателя так или иначе влияет на состояние микрочастицы и ни одно наблюдение не может быть объективно, так как неспособно охватить все возможные состояния частицы или любого другого материального объекта одновременно. И в поиске ответа на вполне себе научный вопрос, возможен ли Абсолютный Наблюдатель за состоянием всего нашего многомерного мира, озирающий все его состояния, непременно выскакивает кандидатура Б-га в еврейском монистическом понимании. Потому что, если уж совсем начистоту, каждый человек знает о существовании Абсолютного Наблюдателя – даже если он себе в этом не всегда признается.
Петр Люкимсон