Сами придумали и сами же испугались: вакцинные мифы

На конец июля в России более 35 млн граждан получили хотя один компонент вакцины от коронавируса. Полностью привились уже около 21 млн человек, большая часть из которых «Спутником V».

Для страны с население в 146 млн это очень мало – не наберется и 15 %. Удивительным образом это совпадает с долей привитых во всем мире. В этом смысле Россия в общемировом тренде.

А тем временем реальность ставит совсем уже невыполнимые задачи. Роспотребнадзор с Минздравом говорят о коллективном иммунитете в 80 %. Почти четырехкратный скачок россиянам придется совершить к ноябрю, и это совсем нереалистичная дата.

Несмотря на двукратный рост темпов вакцинации в ближайший месяц-полтора, мы может увидеть серьезное снижение прироста коллективного иммунитета.

Все дело в том, что сейчас прививаются самые ответственные, внушаемые, разумные и лояльные. Ну, или просто те, кого заставила служебная необходимость.

Со временем будет расти доля непривитых, исповедующих мантру «покажите мне закон, где написано об обязательной вакцинации».

Лично вел беседу с сотрудником, который соглашался на «Спутник V» только после введения режима ЧС по всей стране. Впрочем, спустя неделю сам побежал в прививочный кабинет. Поддался пропаганде, здравому смыслу или просто испугался?

Одновременно также будет увеличиваться доля людей, которым по медицинским соображениям вакцина противопоказана.

Новые штаммы – новые проценты

К осени страна окажется в непростой ситуации. С одной стороны, упадут темпы вакцинации, с другой – люди массово выйдут на работу, а, значит, окажутся запертыми в помещениях.

Сюда же добавим традиционный всплеск осенних респираторных заболеваний.

И выход в школы детей, которые отлично переносят инфекцию по схеме «от школьной парты на семейный ужин».

Государству придется либо заметно ужесточать ограничения к непривитым, либо вводить частичный локдаун. Вероятен одновременный сценарий этих двух вариантов. И это далеко не чисто российское ноу-хау.

В странах, достигших 50 % порога привитых, наблюдается заметное снижения темпов вакцинирования.

Например, Германия с 49,88 % привитых двумя компонентами на 27 июля. Статистика показывает, что ровно месяц назад вакцинировалось более 333 тыс. человек в день, а на 27 июля – всего 101 тыс.

Это трехкратное падение, которое будет только расти.

В Великобритании с 55 % привитых за аналогичный промежуток четырехкратное падение числа ежедневных прививок. Если падение будет продолжаться в таком же темпе, то Европе придется пойти на совсем непопулярные и недемократичные меры.

Мифы, которые нас пугают

Колеблющиеся граждане, добровольно отказывающиеся от вакцинирования, по-разному объясняют своё решение.

Некоторые надеются, что зараза обойдет их, и они переждут вирусное цунами в пресловутых 20 % невакцинированных. Во многом из-за таких вот колеблющихся и решительных противников вакцины мы рискуем дружно войти в 2022 год в состоянии повышенной готовности.

Конечно, мы к этой пресловутой готовности привыкли за полтора года, но совсем нет желания жить с ней еще.

Социологи, журналисты и врачи политкорректно называют заблуждения вокруг вакцинирования мифами. Хотя этот феномен можно смело именовать сплетнями, которые оказывают на российское население гораздо большее влияние, чем здравый смысл и научно обоснованные доводы.

Если верить авторитетному журналу Nature Medicine, наша страна – мировой лидер по антипрививочным настроениям. Одобряют прививку около 30 % россиян, остальные либо верят в мировой заговор, либо не верят в эффективность вакцины, либо опасаются заразиться COVID-19 от самой вакцины.

Вот как при такой статистике достичь 80-процентного порога коллективного иммунитета?

Можно гипотетически предположить, что в стране с такой высокой долей людей с вузовским образованием есть шанс достучаться до здравого смысла.

Занимательную подборку народного мифотворчества подготовила Алена Макарова, молекулярный биолог, выпускница Казанского госуниверситета, кандидат биологических наук, заведующая группой Института молекулярной генетики РАН. Попробуем вместе с ней развенчать самые распространенные сплетни, которые нам так мешают жить.

Опасный миф, разрушающийся на простейших математических расчетах. Фармконцернам гораздо выгоднее было бы нас лечить от коронавируса, а не прививать.

Одна доза прививки «Спутник V» стоит 900 рублей, а вот препарат для лечения смертельно опасного спутника заразившегося коронавирусом – цитокинового шторма – около 50 тыс. рублей.

Законы рынка диктуют совсем другую диспозицию: в первую очередь лечим дорогими препаратами, а вакцину пока придержим.

Человечность, к счастью, победила жажду наживы. Впрочем, и без таких аморальных шагов мировые фармацевтические гиганты заработают на вакцинах сотни миллиардов.

И действительно в нашей стране многое делается авральными темпами, и нынешняя эпопея с «добровольным» вакцинированием тому подтверждение.

Но России со «Спутником V» на самом деле повезло. Ведь Центр Гамалеи долгие годы работал с вакциной от Эболы, успел её зарегистрировать, исследовать и даже опробовать в Африке. Именно на основе этой «старой» биотехнологической конструкции и создали новую российскую вакцину.

Страшно представить, что случилось бы, если бы у наших ученых не было базового задела с готовой и проверенной прививкой от Эболы. Это исключено, так как в основе вакцины «Спутник V» лежит вирус или, если по-научному, вектор, вызывающий у человека простуду.

Именно поэтому многие после прививки болеют пару-тройку дней с высокой температурой и насморком.

Изюминка вакцины – в нагрузке в виде генетической информации о «шипе» коронавируса.

Последние полтора года, наверное, уже каждый узнал, что уникальность SARS-CoV-2 именно в этом пресловутом «шипе». Собственно, вакцина и учит нашу иммунную систему правильному общению с такими «шипами». Ни сам «шип», ни вектор (вирус), который доставил его в клетку, не встраиваются в человеческую ДНК и не влияют на неё. Значит, не способны вызвать трансформацию клеток в злокачественные опухоли.

В конце концов, мир успешно работает с такими биотехнологическими вакцинами уже более 50 лет и доказал их безвредность. Во-первых, на данный момент нет ни одного достоверного исследования о негативном влиянии вакцин типа «Спутник V» на способность к размножению.

Во-вторых, миф основан на двух заблуждениях.

Одна одаренная блогерша вычитала понятие «стерилизующий иммунитет» и с возмущением выкинула его в интернет-пространство. И пошло-поехало. «Стерилизующий иммунитет» означает, что человек, обладающий им, вообще не способен заразиться. Такое, конечно, редко, но бывает, но никакого отношения к репродуктивной функции не имеет.

Более дотошные разоблачители всемирного заговора откопали статью о «контрацептивной вакцине». Это вообще чисто ветеринарный термин, описывающий способ искусственного ограничения численности диких животных заражением столбнячным токсином. Как говорится, услышали звон…

И еще парочка распространенных мифов/сплетен.

Фертильность и онкология

Безусловно, первые несколько дней после прививки лучше поберечься и не разгуливать налево-направо без маски. Но точно такие же требования предъявляются сейчас ко всем – такова новая реальность.

Вакцина не работает по принципу «включил-выключил» и не имеет 100-процентной гарантии. Настоящий иммунитет сформируется через несколько недель после двух прививок. Без прививок у человека в разгар эпидемии только один вариант получения иммунитета – через естественное заражение.

Только вот шансы на выход из этого состояния разные: кто-то – гарантировано умрет, кто-то – получит букет побочных заболеваний, а кто-то – действительно выйдет с высоким титром антител.

И, наконец, одно из коронных заблуждений. На данный момент на всемирном уровне одобрено 6 вакцин: Pfizer, Moderna, AstraZeneca, Janssen, Sinovac и Sinopharm.

Разработчики «Спутник V» сейчас готовят документы для регистрации на уровне ВОЗ. Дело это долгое и непростое, да и нет в России еще достаточного опыта работы с такими кейсами.

Компании, которые ногой открывают двери в ВОЗ, естественно, в первую очередь получают одобрение. Потому что компании эти – западные, и потому что там деньги большие крутятся. Или вы хотите, чтобы все силы были брошены на никому не нужное одобрение ВОЗ, а не на развертывание широкомасштабного производства вакцины?

Здесь вопрос приоритетов. И в России они выбраны верно. В конце концов, «Спутник V» одобрен уже в 68 странах. А вполне европейское Сан-Марино вообще спаслось от пандемии только за счет российской вакцины. Вот об этом западном опыте у нас почему-то мало кто вспоминает.