Рано утром 4 апреля 1765 года в дверь особняка Ломоносова Михаила Васильевича на набережной Мойки настойчиво постучали. Камердинер шаркающей походкой направился к двери:
— Кто там?
— Именем государыни императрицы откройте, — послышался глухой голос за дверью и постучали ещё сильнее.
Камердинер чуть приоткрыл дверь.
— Кто вы, господа? — лицо камердинера выражает испуг и удивление. — Чем обязан?
На пороге стоят люди в военной форме, один из них офицер, держит перед собой развёрнутый лист бумаги.
— Именем государыни императрицы, вот ордер на обыск, ознакомьтесь.
Офицер небрежно отстранил камердинера, вложив в его руки бумагу и вошёл внутрь.
*
Так начался первый в истории России официальный обыск с конфискацией. Руководит операцией лично граф Григорий Григорьевич Орлов.
А между тем тело великого учёного, умершего накануне, всё ещё находится здесь, в доме, солдаты крестясь, ходят мимо него, еле слышно просят прощения и продолжают обыск.
Ни один документ, найденный в особняке Ломоносова не должен попасть «в чужие руки». Все бумаги, рукописи, черновики и книги после обыска тщательно собраны, упакованы и вывезены в неизвестном направлении.
*
В наши дни мы можем без труда найти черновики Ломоносова по естественным науками, по литературе, но нигде вы не найдёте, господа, ни одной рукописи Михаила Васильевича Ломоносова по истории. Странно, не правда ли? А ведь мы знаем, что Ломоносов очень серьёзно занимался историей и целых двенадцать лет своей жизни посвятил истории России. Куда же они исчезли и почему? И почему граф Орлов и его кураторы так настойчиво стремились изъять труды Ломоносова как можно скорее?
Всё по порядку.
Полная загадок и тайн личная история Михаила Ломоносова начинается с его рождения. Как сейчас помню, в советской школе нас учили, что Михаил Васильевич Ломоносов былсыном бедного рыбака из Архангельской губернии, не хотел идти по стопам отца, но хотел учиться и тянулся к знания. И вот однажды холодным зимним утром, мальчик Михайло, спрятавшись в телеге рыбного обоза, по сути закопавшись в рыбе, чтобы его не нашли, тайно покидает отчий дом и уезжает в Москву. Его цель — поступить в школу, он хочет учиться.
Да, для советского времени легенда эта выглядит очень правдоподобно, в Советском Союзе каждый человек имел право бесплатно учиться и это хорошо, но в царской России XVIII века, если взглянуть здраво, бедного мальчика из деревни без гроша в кармане в Москве могли принять только в шайку попрошаек или бомжей. В школу, которые были платные, его бы и на порог не пустили. Это всё равно, что сейчас ребёнок один заявится в платную школу и заявит: «Я хочу учиться». Его, непременно, похвалят и отправят восвояси, к родителям.
*
Оказывается, Михаил Васильевич Ломоносов был сыном богатого купца-рыбопромышленника Архангельской губернии. И ушёл он с рыбным обозом не тайком, а вполне открыто и намеренно, когда ему исполнилось уже девятнадцать лет, уже умея хорошо читать и писать. Михало знал два, а то и три иностранных языка, включая латынь.
Кроме того, указам Святейшего синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещалось брать крестьянских детей в московскую славяно-греко-латинскую академию. Однако Ломоносов в неё зачислен в январе 1731 года.
Далее биография Михаила Васильевича ещё загадочнее, но тем не менее, благодаря своему труду, таланту и жажде познания Ломоносов становится известен по всей Российской империи и даже за её пределами. И вот здесь начинается самое интересное.
*
В 1748 году Михаил Ломоносов, будучи уже профессором Императорской Академии наук, вступает в исторический спор с Герхардом Миллером, тем самым, которому ещё сам Пётр Великий доверил написать историю России.
По мнению Миллера, древняя Русь основана варягами, то есть скандинавами. По мнению Ломоносова, даже мысль об этом оскорбительна для россиян. Начинается настоящая закулисная грызня.
*
В результате интриг, слово на именинах императрицы Елизаветы Петровны дают Ломоносову, а не Миллеру. Дальше — больше. При помощи фаворита императрицы графа Шувалова, Михаил Васильевич добивается права написать российскую историю вместо Миллера.
Герхард Миллер взбешён: «Да кто этот выскочка?». Ломоносов ещё ловил неводом рыбу в далёком Белом море, когда он, Миллер,уже был профессором истории Российской Императорской Академии наук.
С этого момента Миллер становится злейшим врагом Ломоносова и начинается жестокая, непримиримая подковёрная война.
Под влиянием Миллера, Ломоносова лишают звания руководителя кафедры химии, отдав руководство кафедрой немцу Ульрих Христофор Сальхову.
*
Тем временем работы по истории России под руководством Ломоносова покапродвигаются успешно. Заказчики, настроенные патриотично, не хотят видеть «каких-то там шведов» родоначальниками Российского государства. Кроме того, Россия постоянно ведёт войны со Швецией и объявить во всеуслышание, на всю Россию, что она — великодержавная императрица всероссийская есть потомок шведских правителей никто бы и в страшном сне не решился. Политика затмила объективную, непредвзятую реальность.
*
Шли годы. На престол восходит Екатерина вторая. Положение и влияние Миллера при новом дворе заметно улучшается, а вот Ломоносова, наоборот, ухудшается год от года. Екатерине теория Миллера приходится «более по душе».
К сожалению, мы можем констатировать факт, господа, что в те годы об объективном взгляде на мир не может быть и речи. Всё до мелочей подчиняется сиюминутной политической ситуации. Именно поэтому объективное изучение истории России начинается только в XX веке.
*
Ломоносов постоянно ругается со своими немецкими коллегами. Известна его фраза: «Каких гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях такая допущенная в них скотина». Утверждается, что адресовано это Август Людвиг Шлёцеру, — ещё одному немецкому учёному, плотно занимающемуся российской историей. Появился он в России, кстати,по приглашению Миллера.
*
Кадр из художественного фильма «Михайло Ломоносов» 1986 года. Режиссёр Александр Прошкин.
*
Известен и такой интересный факт «закулисной войны». За Ломоносова вступаются российские учёные и студенты. В Сенат подаётся жалоба о «засилии иностранцев в русской академической науке».
Сенат создаёт специальную комиссию и, после расследования, выдаёт свой вердикт:
«Жалоба не обоснована. Обвинения есть акт бунта черни против своего начальства».
*
В это время обостряется конфликт между Ломоносовом и церковью. Это связано с большим успехом его антицерковных научных трудов.
*
Вскоре начинается неотвратимое падение великого учёного Ломоносова Михаила Васильевича. Его увольняют из академии наук, он заболевает. Оправиться он уже не сможет.
*
Как и следовало ожидать, все рукописи Ломоносова будут немедленно конфискованы сразу после кончины учёного. Сначала все бумаги будут перевезены во дворец графа Орлова в Гатчине, затем их спрячут в его самарском имении. Далее труды русского гения бесследно исчезают…
*
Книга Михаила Васильевича Ломоносова «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого» увидит свет только в 1766 году, но вот что интересно, редактором и издателем книги стал… кто бы вы думали… тот самый Герхард Фридрих Миллер, — заклятый враг Михаила Васильевича Ломоносова. Изложенное в книге Ломоносова как под копирку повторяет взгляды Миллера.
«Боец» Михаил Васильевич Ломоносов пал в неравном бою на войне за российскую историю, она закончилась для него победой его врагов.
Двенадцать лет Михаил Васильевич посвятил российской истории, но была ли опубликована хотя бы часть его подлинных трудов? Вероятно, недругам великого учёного удалось полностью уничтожить его «опасный» и бесценный труд…