Воспоминания о жизни в детских домах Кировской области в годы Великой Отечественной войны


von_hoffmann

Анна Егоровна Криницына в сороковые годы работала поваром Березовского дома № 77 Верховинского (сейчас Юрьянского) района Кировской области:
— Голодно-то как было. От этого и болезни. У одной девочки припадки случались, другая все темный уголочек искала – когда много света, у нее глаза колет. Какая-то болезнь была глазная… И мочились ребятишки от недоедания часто. Как ни зайдешь в спальню – на печке обязательно сушится постельное белье.
Потому любили ребята на кухне дежурить. Какие уж из них помощники, но хоть поедят побольше. Черпак, раздаточный чугунок все время просили, как они говорили, «пососкребать». А когда хлеб начинаешь делить, устраивались под столом. Каждую крошечку подберут, сосчитать…

Рассказывает ленинградка Зинаида Васильевна Бражникова, эвакуированная в город Уржум вместе с братом. Тогда, в июле 41го, ей было 15 лет:
— Учились в школе – учиться трудно. Учебников не хватало: один на пять-шесть человек. писали на газетах между строчек, одежда поизносилась, так я и некоторые другие девчата в классе даже не снимали пальто, потому что на нас были рваные…
Есть, конечно, всегда хотелось. Радовались, когда подходила очередь дежурить на кухне. Тогда наедались картошки… На обеде нам давали маленький кусочек хлеба, следили, чтобы непременно скушали его за столом. Даже проверяли при выходе – не выносим ли. Но мы все равно выносили. Вечером ждали, когда затопят печь в спальне, садились по очереди и подсушивали по очереди эти кусочки… Иногда ночью нас поднимали – надо было перебирать картошку в сыром подвале. Конечно, хотелось спать, но мы не хныкали – надо, значит, надо.

Виктор Бакин. Детдомовские сороковые… — Киров 2015 г., с.95, 109-110

На фото: территория дошкольного детского дома в деревне Савиново Уржумского района. Фото из книги