Итоги года: (само)разоблачение творцов

Ну, вот и подходит время подводить итоги прошедшего года. И вот тут можно увидеть одно достаточно интересное явление: в отличие от прошлых лет, самое главное событие 2023 оказалось лежащим вовсе не в политической, социальной или экономической плоскости. То есть, это касается не избрания — или неизбрания политков, экономических кризисов или, скажем, «народных выступлений». А совершенно иной — кажущейся порой не важной, но на самом деле очень значимой — области.

Речь идет о том, что можно назвать «разоблачением творцов». Кстати, слово «творцы» в данном случае можно заключать в кавычки, а можно — не заключать, парадоксальным образом смысл от этого не изменится. Но о данном моменте будет чуть ниже. Пока же стоит сказать, что — как обычно и бывает — это самое «разоблачение» началось с двух совершенно не связанных друг с другом направлений. Во-первых, с того, что можно назвать «саморазоблачением» огромного числа представителей т.н. «творческой интеллигенции», случившейся после начала СВО, и состоящей в том смысле, что эта «творческая интеллигенция» начала активно выражать презрение к «кормящей» их России и желать уничтожения последней.

На самом деле и данный момент мог бы быть просто небольшим эпизодом — ну, в самом деле, «лучшие люди России» Россию ненавидят, какая новость! Однако он «автоматически» поднял вопрос о ценности этих «творческих» для нашей страны. И вот тут-то выяснилось, что эта ценность, во-первых, минимальная — без всей этой «творческой шушеры», от Макаревича до Акунина РФ прекрасно обходится. А, во-вторых, стало понятным, что «качество продукта», коим подчивали нас эти самые «творцы», является… ну, и в общем, не самым высоким. А точнее — слишком уж невысоким даже супротив ожидания.

То есть, проще говоря, стало понятным, что никаких «уникальных культурных образцов» все эти Макаревичи-Гребенщиковы, Галкины-Пугачевы, Акунины-Быковы и Ко не производили никогда. Они просто делали вид, что производили — а общество делало вид, что принимает ЭТО. (Ну, а государство щедро отваливало «бабки», давало звания и вешало ордена «за вклад в».) Реально же «культурой новой России» — да и культурой умирающего СССР — было просто шум. (Белый или цветной — не важно. Важно то, что никакого смысла он не имел, и одна из его составляющих — скажем, песня, книга или кино — могла быть с легкостью заменена на другую.)

Впрочем, данный момент был известен очень давно — о том, что «массовая культура» (по крайней мере, России) есть чистая фикция, писали еще в 1990 годов. (А на самом деле заметили это еще раньше.) Но в этом году к данному моменту «присоединилось» и «второе событие». Которое, собственно, и превратило первое из ординарного, в общем-то, факта в нечто фундаментально. А именно: развитие т.н. «искусственного интеллекта» дошло до такого уровня, что позволило выпускать образцы «массовой культуры», не уступаюшие образцам пресловутых «творцов».

Об этом, кстати, начали говорить уже в прошлом году — в основном в связи с ситуацией на «художественном рынке», где уже тогда машины начали активно вытеснять «живых» художников. (Правда, «машинные работы» представляли собой буквально квинтэссенцию китча — но, видимо, «запрос рынка» был именно таков. Точнее сказать — он всегда был именно таков, собственно и «китч» как понятие означает именно то, что «требуют массы».) Однако в этом году ИИ пошел дальше. Он начал заполнять практически все «ниши» творческой работы — начиная с написания художественных текстов и заканчивая созданием песен.

Разумеется, все это было и ранее — но теперь данные инструменты стали доступны почти каждому. (Бесплатно или за небольшую сумму.) В результате чего оказалось, что особой разницы между «коммерческим продуктом» — то есть, тем, что выдавали указанные выше «творцы» — и порождением машинного разума нет. Вот написать новую «Войну и мир» компьютер не смог до сих пор — и, скорее всего, не сможет никогда. А «имитировать творчество» того же Акунина — сколько угодно. Равно как и в музыке: конечно же, никаких «9 Симфоний» от ЭВМ ждать не приходится — но «попсу» она создает неотличимую от «оригинала».

И самая большая интрига сейчас — если честно — это то, сможет ли ИИ дойти до выработки «полностью реалистичных видеороликов». Сиречь до съемки кино. Потому, что теоретически ничего невозможного в данном варианте нет: кинофильмы и так снимают чуть ли не в половину на «спецэффектах», т.е., компьютерной анимации. Вопрос только в доступных ресурсах — 3Д графика очень уж любит «жрать» последние. Впрочем, думаю, лет через пять-шесть такая возможность откроется — и, наконец-то, будет забит гвоздь в эту отрасль не со сверх даже, а с гипердоходами «творческих». (Видеоклипы, «анимированные ИИ», появятся еще раньше.)

Что тут самое забавное? А то, что в то время, как «работа» этих самых гипероплачиваемых звезд с космическим самомнением оказывается с необычайной легкостью заменена машинами, работа «обычных людей» так и остается в руках последних. В том смысле, что — несмотря на все завывания «футурологов» — люди так и продолжают «крутить баранку», класть плитку и даже чистить лопатой снег. Хотя все это автоматизируется «в принципе» — и даже периодически «выкатываются» действующие образцы. (Вон автопилоты еще лет десять назад появились в товарном количестве.) Но итог остается прежним: реальная человеческая «ручная работа» проистекает в такой сложной и непредсказуемой среде, что никакая автоматика с этим не справляется.

Ну да: автопилоты хорошо катаются на полигонах. Неплохо — на ровных, гладких и сухих дорогах Калифорнии. А вот представьте в ледяной дождь где-нибудь на Р-158, где и обычная то фура в горку въехать не может… Или вот пресловутые «роботы-доставщики Яндекс», которые жалко буксуют уже на небольшом снежке. (И поэтому являются, скорее, продвинутыми рекламными проектами, демонстраторам технологий — а 99% товаров доставляют «живые» курьеры.)

То есть, оказывается, что вовсе не то, что принято называть «творчеством», и что традиционно считается высшим видом человеческой деятельности, на самом деле является вершиной сложности. Как раз наоборот — оказывается, рисовать фигурки, издавать звуки и складывать слова в предложения не так уж и сложно. А вот сделать что-то «руками», да еще в реальных условиях — это да, проблема.

Впрочем, с учетом «первого пункта» — то есть, того, что реально «творчество творцов» для жизни страны оказывается и не нужным в принципе — данный момент не удивляет. Скорее, удивляет другое — то, что мы так долго верили в этого самого «голого короля», т.е., в то, что все «это» «искусство», все «это» важно, и все «это» сложно. Не замечая того, что данные личности, переходя с алкогольного похмелье в наркотическую ломку, прыгая с одной вечеринки на другую, перелезая из одной постели в следующую, в принципе не могли заниматься реально сложной деятельностью. Создавая лишь фантомы, лишь иллюзии чего-то важного. (Это Лев Толстой переписывал свою «Войну и мир» десять раз, собирал документы и т.д. — в общем, вкладывал в свою работу массу труда. «Эти» же ничем подобным даже близко не занимаются.)

То есть, в принципе, главной задачей т.н. «творческой интеллигенции» является… создание некоего «цыганского гипноза» о своей важности. Созданием мифа о том, что они «работают на Россию», в то время, как реально они не только на Россию не работают, но не работают вообще! И являются чистыми и неприкрытыми паразитами на теле общества — причем, если честно, даже вне своей политической позиции. И за счет этого получают огромное — на порядки превышающее то, что доступно обычному человеку — число благ. В общем, являются — в том числе — чистыми и незамутненными эксплуататорами. (Несмотря на все заявления о том, что «получают они все это честным трудом».)

Разумеется, данный момент и сейчас еще мало кто может признать. (В том смысле, что огромное число людей уверено, что «творцы ничего не воруют и не отнимают», ну и т.д., и что они крайне нужны миру.) Однако чем дальше — тем яснее, ИМХО, будет становится истинное положение данного слоя. Вплоть до того… впрочем, об этом надо писать уже отдельно.

P.S. Интересно, что пост писался еще до пресловутой «вечеринки», на которой т.н. «творцы» саморазоблачились уж совсем откровенно. Но данный момент — только один из «камушков» в сторону этих самых «творческих», сидящих на нашей шее.

Пишет anlazz