The New York Times: американские солдаты убивают пленных русских на Украине

The New York Times «На Украине убийства сдающихся в плен русских разделяют подразделение, возглавляемое американцем»:

Через несколько часов после боя на востоке Украины в августе прошлого года раненый и безоружный российский солдат полз по почти разрушенному окопу, ища помощи у захвативших его — международного отряда добровольцев во главе с американцем.

Каспар Гроссе, немецкий медик из этого подразделения, рассказал, что видел, как солдат умолял о медицинской помощи на смеси ломаного английского и русского. Наступили сумерки. Один из членов группы искал бинты.

В этот момент, по словам Гроссе, один из солдат выстрелил из своего оружия в торс русского солдата. Он упал, продолжая дышать. Другой солдат «просто выстрелил ему в голову», вспоминал Гроссе в интервью.

По словам Гроссе, он был настолько расстроен этим эпизодом, что поспорил со своим командиром. После того, как, по его мнению, необоснованные убийства продолжились, Гроссе обратился в редакцию The New York Times.

Очень необычно для солдата публично рассказывать о поведении на поле боя, особенно если речь идет о людях, которых он по-прежнему считает друзьями. Но Гроссе сказал, что был слишком обеспокоен, чтобы молчать.

Расстрел безоружного раненого российского солдата — одно из нескольких убийств, которые не дают покоя «Избранной роте» (The Chosen company), одному из самых известных международных подразделений, воюющих на стороне Украины.

Свидетельские воспоминания Гроссе — единственное доступное свидетельство об убийстве в окопе. Но рассказ о других эпизодах подкрепляется его заметками того времени, видеозаписями и текстовыми сообщениями, которыми обменивались члены подразделения, и с которыми ознакомилась NYT.

Во втором эпизоде один из «Избранных» бросил гранату в сдавшегося российского солдата, поднявшего руки, и убил его, свидетельствует видеозапись, просмотренная NYT.

В третьем эпизоде члены подразделения хвастались в групповом чате, что убили российских военнопленных во время задания в октябре, свидетельствуют текстовые сообщения. Солдат, который в тот день недолго командовал отрядом, упомянул об убийствах, используя сленговое слово, обозначающее стрельбу. Он сказал, что возьмет на себя ответственность.

«Если что-то станет известно о предполагаемых обвинениях по поводу военнопленных, я приказал это сделать», — написал солдат, использующий позывной Андок.

Убийство военнопленных является нарушением Женевских конвенций. Как только солдаты ясно дают понять, что намерены сдаться, их нельзя атаковать, и они должны быть взяты под охрану. Украинское правительство неоднократно указывало на убийства российскими войсками безоружных и сдавшихся в плен солдат как на доказательство беззакония Москвы.

Греческий солдат, известный как Зевс, был в центре всех трех эпизодов — он бросил гранату и, по словам Гроссе, стрелял в раненого русского в окопе и хвастался очередным убийством. Он не ответил на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию, оставленные на его телефоне и через Facebook.

Фактический командир «Избранной роты» Райан О’Лири, бывший военнослужащий Национальной гвардии Айовы, сказал, что Зевс не захотел разговаривать.

В интервью О’Лири отрицал, что члены подразделения совершали военные преступления. Он сказал, что его бойцы убивали раненых русских, но только тех, кто мог оказать сопротивление.

О’Лири заявил, что эпизода в окопе, о котором рассказал Гроссе, никогда не было, и что он не был на этом задании. Он также не придал значения текстовым сообщениям. «Это просто выпуск пара», — считает О’Лири.

Он сказал, что эпизод с гранатой не был «черно-белым», потому что российский солдат и еще один, находившийся поблизости, могли представлять угрозу. Видеозапись оставляет без ответа вопросы о том, что видели или считали угрозой члены «Избранной роты» перед попыткой сдаться.

Однако в вооруженных силах США видео, на котором запечатлено убийство сдавшегося в плен солдата, независимо от обстоятельств, стало бы поводом для немедленного расследования, говорит профессор Юго-Западной школы права и бывший юрист ВВС США Рейчел Ванландингем.

«Неспособность провести расследование вызывает большую тревогу, чем сам инцидент… Отсутствие ответственности начинается с отсутствия расследования», — говорит Ванландингем.

Американские добровольцы сражаются без поддержки правительства США, которое не хочет быть втянутым в прямые боевые действия против России. Но Министерство юстиции США также может провести расследование, поскольку О’Лири и другие члены подразделения являются американцами.