Когда ещё только планировалось строительство газопровода «Сила Сибири», а в 2014 году был заключён контракт с Китаем на поставку газа в объёме 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет, некоторые всепропальщики, оппозиционеры и просто недовольные властью граждане начали разгонять тезис, что мы будем поставлять газ в Китай чуть ли не себе в убыток — за бесценок, ходили слухи, что будто бы мы даже уговаривали китайцев взять наш газ хоть по какой-то цене. Да, собственно, голоса эти и до сих пор не прекращают звучать.
Впоследствии оказалось, что контракт на поставку российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» был привязан к цене мазута и газойля с девятимесячной задержкой, а цена при этом менялась поквартально.
Таким образом, цена для Китая действительно являлась невысокой и даже очень комфортной, что было особенно заметно на фоне цен на газ в Евросоюзе, который усиленно добивался от «Газпрома», чтобы тот перешёл на новое формирование цен, ориентируясь на биржевые котировки и они таки добились этого. Но неожиданно биржевые цены на газ, бывшие до этого ниже цен по долгосрочным контрактам, начали расти как на дрожжах. И вот тут европейцы буквально сели в лужу, а Китай оказался в огромном выигрыше.
Но ведь это не какая-то хитрость Китая, потому что цена на газ по договору формируется рыночным образом, только по стандартной формуле. Вырастет биржевая цена на мазут и газойль, вырастет цена и на поставляемый газ.
С начала поставок по газопроводу в конце 2019 года цена снижалась в течение всего 2020 года, следуя за нисходящим трендом котировок нефти.
Стоимость поставок российского газа в Китай в 2020 году, по данным таможни КНР, составила: в первом квартале — $202 за 1 тыс. куб. м, во втором — $182, в третьем — $144, в четвертом — $126.
Тем не менее, средняя цена по четырем кварталам 2020 года составила — $163.5, что было выше средней цены поставок в Европу, по данным Газпрома, на $13.5.
Но после первого квартала 2021 года, когда она упала до самого низкого значения — $121, начался последовательный рост, и во втором квартале 2022 года стоимость газа для Китая составляла $250.
Для сравнения укажу, что конечная цена газа для населения в России после декабрьского повышения составляет $138, а максимальная оптовая цена для промышленных предприятий от $45,9 до $85,45.
Что называется — почувствуйте разницу!
Итак, с ценой газа разобрались: речи о невыгодности контракта и бросовых ценах на газ, поставляемый в Китай, не идёт — действует механизм рыночного ценообразования, хотя цена сейчас и значительно ниже, чем в Европе.
Теперь посмотрим по объёмам. В 2020 году объем поставок по Силе Сибири составил 4 млрд кубометров. 2021 год, «Газпром» поставил в КНР по этой магистрали 10,39 млрд, 2022 год (по плану) — 20 млрд, 2023 год (планируется) — 22 млрд.
Как видим, объёмы поставок пока не очень большие, и проектной мощности в 38 млрд кубометров компания намерена достичь лишь к 2025 году.
Запуск в работу (время на 40:50) Ковыктинского месторождения с запасами 1,8 трлн кубометров, состоявшийся 21 декабря, на котором планируется добывать 27 млрд кубометров газа ежегодно, позволит «Газпрому» к 2025 году выйти на плановые цифры. Этого объёма газа хватит почти на 67 лет.
Газопровод «Сила Сибири» это 800 км трубы, 1500 км линий электропередач, более 100 переходов через водные преграды, в том числе рекордный тоннель под рекой Леной.
Тоннель под рекой Леной
Всё это построено за три года с нуля посреди тайги в скальном грунте Лено-Ангарского плато, где зимой морозы под минус 50, а летом жара, мошкара и медведи.
Но даже при выходе на максимальную мощность объём перекачиваемого газа будет несравнимо меньше того объёма, который шёл в Евросоюз.
В прежние годы он доходил до 203 млрд кубометров (2018), да и цены там сейчас раз за разом пробивают потолок и, наверное, у вас возник вопрос:
Так почему же автор считает, что это чрезвычайно ценный проект, и что мы поступили правильно, не став тянуть газопровод в сторону Европы, а заключили этот «невыгодный» контракт с китайской CNPC и построили «Силу Сибири» в таких тяжёлых условиях?
Во-первых, тянуть газопровод в сторону Европы из юго-восточной Сибири было не просто далеко, а очень далеко — почти в два раза дальше, чем из Уренгоя и с Бованенковского месторождения:
Во-вторых, по трассе газопровода пришлось бы построить и вдвое больше компрессорных станций (они устанавливаются через каждые 125 км):
Это автоматически увеличило бы издержки и снизило прибыль при его перекачке в западном направлении, так как затраты на строительство и на эксплуатацию этой инфраструктуры были бы как минимум вдвое больше.
В-третьих, газа, добываемого на северо-западных месторождениях, с излишком хватало для поставок в Европу, тем более, что с каждым годом после 2018 года объёмы поставок газа снижались, да и после 2014 года наше руководство предвидело снижение поставок, не только в связи с ухудшающимися отношениями и санкциями, но и в связи со стремлением ЕС к переходу на «зелёную энергетику».
А сейчас тенденция такова, что в следующем году снижение поставок в ЕС сократится уже катастрофически, ведь при всём желании Европа не сможет рассчитывать на те объёмы, которые могла закупать раньше ввиду подрыва газопровода СП-1.
В-четвёртых, в этом году мы воочию убедились, что в жизни срабатывают не только русские пословицы. На этот раз сработала английская пословица о том, что нельзя класть все яйца в одну корзину.
В-пятых, и это главное, ценность контракта с Китаем состоит не в объёме, не в цене и не в надёжности и долгосрочности этого контракта, а в том, что благодаря ему был построен Амурский газоперерабатывающий завод — один из крупнейших в мире.
Если бы не контракт с Китаем, то и не было бы этого завода, ибо гнать такие объёмы газа было бы попросту некуда.
Дело в том, что газ, добываемый на этих месторождениях, имеет много ценных примесей и называется «жирным», потому что он содержит метан, пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию и гелий. И в Китай он пойдёт через построенный Амурский ГПЗ:
Завод рассчитан на переработку 42 млрд кубометров газа в год. Из этого объёма планируется получать до 60 млн кубометров гелия (30% мирового потребления!), 2,4 млн тонн этана, 1 млн тонн пропана, 500 тыс тонн бутана и 200 тыс тонн пентан-гексановой фракции.
А вот уже очищенный от этих «примесей» метан пойдёт в Китай по рыночным ценам. Ну и напомню, что часть газа с этих месторождений будет использована для газификации сибирских городов, потому что на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях планируется довести добычу до более чем 50 млрд кубометров газа в год.
P.S. Газпром в феврале 2022 г. заключил новый контракт с китайской CNPC на поставки газа с Дальнего Востока на 10 млрд кубометров в год в течение 25 лет. Дружественная нам страна — наш союзник будет получать газ по вменяемым ценам, ну а европейская промышленность, лишившаяся нашего дешёвого газа, будет всё больше терять конкурентоспособность на мировом рынке, используя СПГ, покупаемый (в том числе и у нас) по заоблачным ценам. По новому контракту, заключенному в 2022 году, не раскрывались никакие подробности, в том числе о ценах. Возможно, что поставки будут осуществляться с Южно-Киринского месторождения, которое с 2015 года находится под секторальными санкциями США.