О «вынужденной» коррупции (разъяснение)

В Минюсте предложили не наказывать за «вынужденную» коррупцию — Актуальный комментарий — Пресс-центр —

Артем Кирьянов

29.01.2019 21:55

Артем Кирьянов

«Формулировка создает впечатление, что этот законопроект может наделить правом давать и получать взятку в ситуации, например, техногенной катастрофы или иного чрезвычайного положения. Это, конечно, не так.

На сегодняшний день законодательство о коррупции достаточно осложнено тем, что не существует единого понимания, что следует относить к преступлениям коррупционной направленности.

Среди различных ведомств, которые занимаются правоохранительной и надзорной деятельностью, существует свое толкование того, какие статьи УК можно относить к коррупционным. Некоторые ведомства относят к ним 29 составов преступлений, некоторые — 42. В целом почти все родовые объекты российского уголовного законодательства могут быть в определенных обстоятельствах отнесены к преступлениям коррупционной направленности.

В этой связи инициатива Министерства юстиции (которую, конечно, нужно обсуждать с широким кругом представителей экспертного и юридического сообщества) все-таки делает шаг в сторону упорядочивания законодательства о противодействии коррупции и выделения коррупционных преступлений в отдельную главу особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Я предлагаю сделать это уже достаточно давно, поскольку необходимо разграничить коррупционные и служебные преступления и внести квалифицирующий признак коррупционного преступления в Уголовный кодекс. Также необходимо в законе о противодействии коррупции выделить четкий перечень статей УК, которые подпадают под преступления коррупционной направленности.

Я полагаю, на сегодняшний день было бы уместным отнести к коррупционным преступлениям только общественно опасные деяния, которые совершает любое публичное лицо, используя свой статус для противоправного получения выгоды. Речь идет о государственных, муниципальных деятелях. Коррупционные преступления могут возникать из таких составов, которые даже отдаленно не предполагают, что это может быть связано с коррупцией, но по ситуации получается именно так.

Поэтому необходимо провести ревизию того, что у нас делается в рамках противодействия коррупции на уровне законодательства, обеспечить нормальную работу для представителей государственной и муниципальной службы, исполняющих свои обязанности добросовестно, и минимизировать последствия, которые возникают при наличии гипотетического конфликта интересов, от которого не удается избавиться по объективным причинам.

Вот об этом и может говорить новый законопроект в связи, например, с такими вещами, которые на слуху, но с которыми достаточно сложно определиться. Это и зарубежные счета в банках, и, может быть, владение зарубежной недвижимостью. Это то, что порой нельзя поправить и, с точки зрения усилий конкретного гражданина, занимающего должность государственной или муниципальной службы, ничего сделать нельзя. Но при этом по сегодняшнему законодательству возникает напряженность именно в части противодействия коррупции, и это, конечно, осложняет повседневную работу.

Еще одни важный момент — это то, что мы говорим о служебных преступлениях, которые могут совершенно не иметь умысла противоправного получения выгоды конкретным должностным лицом, но тем не менее рассматриваются в секторе преступлений коррупционной направленности. Такие ситуации тоже бывают, особенно это касается вопросов, связанных с управлением в муниципалитетах.

Еще раз подчеркну, что речь не идет о том, чтобы тяжелые преступления коррупционной направленности, такие как, например, дача и получение взятки, были бы каким-то образом оправданы или имели бы исключения в зависимости от того, при каких обстоятельствах они происходят.

На самом деле специфика юридического языка и законодательных норм приводит именно к такой постановке вопроса, которая говорит об обстоятельствах непреодолимой силы, но это совершенно не значит, что жизнь коррупционера каким-то образом будет облегчена».